Роль фактического материала в структуре химии, истории и методологии химии, теории и методики обучения химии

Историческое и логическое в обучении химии

Проблема исторического и логического- одна из важнейших в дидактике.

Под историческим понимают логику развития данной науки и учебного предмета в рамках определенной совокупности фактов и развивающихся понятий, а под логическим – причинно-следственные связи в рамках установленных наукой концептуальных систем с учетом межпредметных связей и требования минимизации или уплотнения знаний в учебном предмете.

«Принцип историзма не означает, что при обучении учащийся повторяет все ступени развития общественной культуры в порядке их хронологии. Ключевые, простые и всеобщие определения могут быть представлены нынешнему поколению в их сегодняшнем виде». (Давыдов В.В.)

Решение вопроса о соотношении исторического и логического позволяет соединить 3 взаимосвязанные проблемы:

1) цели и задачи обучения (в науке – научное исследование);

2) отбор содержания или информации;

3) выбор методов обучения (в науке методов исследования).

Принцип историзма является одним из важнейших принципов теории познания (изучение понятий от простого к сложному).

В учебном процессе сущность принципа историзма заключается не в изучении истории предмета, а в формировании проблемных ситуаций, являющихся первоначалом проблемного обучения, способствующего развитию логического мышления, развитию приемов умственной деятельности.

Материал должен преподноситься так, чтобы он давал возможность понять, как в процессе развития историческое знание становится логическим (теоретическим), затем в результате развития научных знаний вновь превращается в историческое.

Энгельс писал: “Логическое – это обобщенное историческое, освобожденное от случайностей и взятое в ее существенных закономерностях”.

Последовательное применение принципа историзма позволяет раскрыть эволюцию объектов, понять генетические связи явлений, т.е. увидеть, как явление возникло, какие этапы прошло в своем развитии.

Одной из сложнейших проблем является отбор фактического материала для изучения химии.

Стремление уменьшить описательный материал в пользу теории таит опасность недооценки фактов, что может привести к догматическому изучению теории, нанести ущерб формированию диалектико-материалистического мировоззрения. Но избыток фактов придаст химии описательный характер, что может нанести ущерб формированию системности мышления, умению пользоваться теоретическими знаниями.

Отбираются те факты, которые необходимы и достаточны для изучения теорий, законов и основных понятий химии.

Научные факты выявляются в процессе исследования и связывают между собой теории, понятия, и методы исследования. Здесь интеграция настолько велика, что методы химической науки входят в качестве структурных элементов в состав системы содержания каждой теории и каждого понятия.

Одним из направлений использования истории химии в школьном курсе является краткое описание вклада ученых в становление современной химии. В курсе химии учитель упоминает, по крайней мере, 30 имен ученых, чьими именами названы теории, законы, правила, элементы и т.д. (патриотическое воспитание).

Ведущие методисты (Зайцев О.С.и др.) предлагает несколько путей ознакомления с биографией ученых химиков:

1) в начале или в конце курса химии читается лекция, посвященная истории науки;

2) при обсуждении материала, связанного с чьим-либо именем, следует сказать о дате события, о состоянии науки в этот период, о предшествующих теориях и понятиях;

3) использование исторических знаний при изучении программного материала (о Ломоносове, Менделееве).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: