Историческое и логическое в обучении химии
Проблема исторического и логического- одна из важнейших в дидактике.
Под историческим понимают логику развития данной науки и учебного предмета в рамках определенной совокупности фактов и развивающихся понятий, а под логическим – причинно-следственные связи в рамках установленных наукой концептуальных систем с учетом межпредметных связей и требования минимизации или уплотнения знаний в учебном предмете.
«Принцип историзма не означает, что при обучении учащийся повторяет все ступени развития общественной культуры в порядке их хронологии. Ключевые, простые и всеобщие определения могут быть представлены нынешнему поколению в их сегодняшнем виде». (Давыдов В.В.)
Решение вопроса о соотношении исторического и логического позволяет соединить 3 взаимосвязанные проблемы:
1) цели и задачи обучения (в науке – научное исследование);
2) отбор содержания или информации;
3) выбор методов обучения (в науке методов исследования).
|
|
Принцип историзма является одним из важнейших принципов теории познания (изучение понятий от простого к сложному).
В учебном процессе сущность принципа историзма заключается не в изучении истории предмета, а в формировании проблемных ситуаций, являющихся первоначалом проблемного обучения, способствующего развитию логического мышления, развитию приемов умственной деятельности.
Материал должен преподноситься так, чтобы он давал возможность понять, как в процессе развития историческое знание становится логическим (теоретическим), затем в результате развития научных знаний вновь превращается в историческое.
Энгельс писал: “Логическое – это обобщенное историческое, освобожденное от случайностей и взятое в ее существенных закономерностях”.
Последовательное применение принципа историзма позволяет раскрыть эволюцию объектов, понять генетические связи явлений, т.е. увидеть, как явление возникло, какие этапы прошло в своем развитии.
Одной из сложнейших проблем является отбор фактического материала для изучения химии.
Стремление уменьшить описательный материал в пользу теории таит опасность недооценки фактов, что может привести к догматическому изучению теории, нанести ущерб формированию диалектико-материалистического мировоззрения. Но избыток фактов придаст химии описательный характер, что может нанести ущерб формированию системности мышления, умению пользоваться теоретическими знаниями.
Отбираются те факты, которые необходимы и достаточны для изучения теорий, законов и основных понятий химии.
Научные факты выявляются в процессе исследования и связывают между собой теории, понятия, и методы исследования. Здесь интеграция настолько велика, что методы химической науки входят в качестве структурных элементов в состав системы содержания каждой теории и каждого понятия.
|
|
Одним из направлений использования истории химии в школьном курсе является краткое описание вклада ученых в становление современной химии. В курсе химии учитель упоминает, по крайней мере, 30 имен ученых, чьими именами названы теории, законы, правила, элементы и т.д. (патриотическое воспитание).
Ведущие методисты (Зайцев О.С.и др.) предлагает несколько путей ознакомления с биографией ученых химиков:
1) в начале или в конце курса химии читается лекция, посвященная истории науки;
2) при обсуждении материала, связанного с чьим-либо именем, следует сказать о дате события, о состоянии науки в этот период, о предшествующих теориях и понятиях;
3) использование исторических знаний при изучении программного материала (о Ломоносове, Менделееве).