Преподаватель: Светлана Александровна
История как наука и учебная дисциплина
I. История как наука: понятие, объект, предмет, социальные функции.
II. Источники исторических наук: понятие, классификация.
III. Методы исторического исследования.
IV. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.
Учебники: А.Н.Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVII века»
«История России XVIII-XIX веков»
«История России в XX века» (брать все тома, если издание старое то 3 тома, а если 2005 год то 2 тома, а 2009 1 том)
I. История как наука: понятие, объект, предмет, социальные функции.
История это совокупность фактов, событий, относящихся к прошлой жизни человека.
История – наука, изучающая прошлое.
Объект исторической науки – это прошлое человеческого общества, конкретные факты, события, явления, процессы. Но общество и ее история изучают и многие другие науки.
Например:
· Социология – наука об обществе, как целостный системе и ее подсистеме.
· Философия – наука об общих законах развития общества, мышления людей.
|
|
Отличие исторической науки:
1) история изучает общественные явления и процессы, которые произошли в прошлом;
2) историческая наука интересуется прошлым сугубо конкретно. Она не ограничивается достижением сущности, явлением и процесса, обобщениями и выводами, а стремиться показать на конкретных фактах отдельные исторические процессы и явления;
3) история изучает жизнь общества в развитии, как процесс прохождения отдельных этапов;
4) истории присущ универсализм, т.е. изучение не какой-то одной стороны жизни, а всех ее сторон (экономика, политика, социальные структуры).
Предмет изучения и объект истории совпадают.
ФУНКЦИИ:
1) Познавательная
2) Практически-политическая
3) Мировоззренческая
4) Воспитательная
1.Познавательная
Исходит из познания исторического процесса, как социальной отрасли человеческого знания. В курсе истории изучается: зарождения, функционирование государства на разных этапах, поэтому познавательная функции состоит в самом изучении исторического пути, истории государства, познаний всех связанных с ним явлений, событий, факторов.
2.Практическая
Заключается в том, что история, как наука, выявляя на основе теоретического объяснения исторических фактов, закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать политический курс. Знание истории способствует определению оптимального варианта политики, руководство массами и взаимодействию с ними партий и движений.
3.Мировоззренческая
При изучении истории определяет формирование научного мировоззрения, т.к. история дает документальные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. На каждом этапе развития выделяются такие рубежи, которые по своему воздействуют на исторический процесс, они приобрели решающее значение.
|
|
4.Воспитательная
Истории России присуща воспитательная функция. Изучение истории воспитывает у народа нравственные качества и ценности, помогает понять такие категории, как честь, долг перед общество, формирует гражданские качества, патриотизм.