Русский космизм

Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую устремленность и порывать с этими корнями нельзя. В русском космизме обычно выделяют два течения: 1. религиозно-философское, связанное с именем Н.Ф. Федорова и 2. естественно­научное - (К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский).

Отец русского космизма Н.Ф.Федоров (1829-1903) создал философию "общего дела", в которой мистицизм удивительным образом сочетается с верой в силу и мощь науки, в творческие возможности человека. Задача философии, согласно ему, не только объяснить мир, но также дать проект, каким он должен быть.

Размышляя на эту тему, Н.Федоров особо выделил два вопроса: 1 людская разобщенность, индивидуализм и 2. память об ушедших поколениях – отцах. В их решении он отрицал эгоизм и альтруизм: «важно жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Для этого нужно, согласно его учению, достичь всеобщего братства в мире (включая ушедших предков - "отцов"). А чтобы победить несовершенство, немирное, неродственное состояние человеческих отношений, нужно победить смерть – «главное зло для человека».

"Общее дело" человечества и заключается в преодолении смерти,
"всеобщем спасении" в Боге. (Бога Федоров понимает нетрадиционно: Бог для него - верховный, разум, всеобщая мирообъединяющая любовь). С этим связана необходимость воскрешения и духовного, и телесного (через собирание рассеянных частиц праха умерших и сложение их в тела) предков - "отцов" (ушедших поколений). Эту необходимость философ обосновывает с точки зрения логической и нравственной.

Решить эту задачу, достичь бессмертия человечество сможет через овладение природой ("природа – враг наш временный, а друг вечный"), развитие науки, освоение космоса и управление космическими процессами, вплоть до овладения пространством и временем.

Согласно Федорову, в процессе этого "общего дела", трудового созидания, люди преобразятся и изживут пороки и зло.

Утверждая культ предков как основу истиной религии, Н.Ф.Федоров разошелся с традиционным христианством.

Учение Федорова оказало сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Э. Циолковский (1857 – 1935), разрабатывавший свою космическую философию на основе атомистической идеи о всеобщей жизни в безграничной Вселенной, о космическом расселении человечества в Солнечной системе и других звездных мирах; А. Л. Чижевский (1897 – 1964), основавший гелиобиологию как науку о влиянии Солнца на жизнь Земли; В. И. Вернадский (1863 – 1945), глубоко разработавший учение об эволюции биосферы в ноосферу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: