Лекция № 1. Человеческое общение и коммуникации.
Общение - связь между людьми в ходе, которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлияния и т.д.
Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой, передается сигнал, несущий информацию.
Общение - обмен информацией между людьми, а коммуникация - между системами типа: «человек-человек», «человек-машина», «человек- животное», «человек-растение».
=Содержание общения.
- Передача информации.
- Внешний вид человека.
- Особенности характера.
- Манера поведения.
- Деятельность (коллективная).
=Средства общения.
- Язык.
- Мимика.
- Жесты.
- Манера держатся.
- Одежда.
-Тактильно-мышечная чувствительность.
=Уровни общения (3 уровня).
1. Макро уровень - общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это общение на бытовом уровне (в транспорте, с родителями).
2. Мезо уровень - общение предполагает контакт на определенную тему и имеет начало, середину, конец, т.е. это процесс.
|
|
3. Микро уровень- акт общения выступает в роли элементарной единицы в виде: вопрос- ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд - ответное мимическое движение.
=Виды общения.
- Межличностное (парное общение)
- Лично-групповое (учитель- класс)
- Межгрупповое (командное соревнование)
- Непосредственное общение (лицом к лицу)
- Опосредованное (телефон, факс, пейджер, Интернет, письмо).
Общение - это коммуникация, т. е обмен мнениями, переживаниями, настроения, желания и т.д.
Содержания конкретной коммуникации может быть различными: обсуждение новостей, сообщение о погоде, спор о политике и т.д.
Что бы это ни было - это всегда коммуникация и представить себе общение без нее не возможно.
Всегда надо помнить, что:
- Коммуникация в общение всегда значима для ее участников, т.к. обмен информацией всегда происходит по каким- то причинам, т.е. для достижения какой- то цели.
- В результате возникает вопрос:
- что препятствует эффективной коммуникации?
- каково происхождение барьеров?
- как преодолевать эти барьеры?
1. Эффективной коммуникации препятствует желание собеседника защититься от воздействия со стороны, т.к. цель коммуникации изменить мнение, представления и т.д. не каждый человек желает таких изменений и естественно, что он будет защищать себя от такой информации.
2. Существует три вида барьеров на пути возникновения со стороны (контур суггестия - противовнушение):
- Избежание- человек не смотрит на говорящего, отворачивается, использует любой повод для прекращения разговора.
- Авторитет - разделив людей на авторитетных, человек доверяет только первым, и отказывает доверие вторым.
|
|
- Непонимание- т.е. защитой является своеобразное непонимание сообщения.
Как выясняется - избежание и авторитет- это защита от источника коммуникации, а непонимание - от самого сообщения.
3. Приемы для преодоления барьеров.
- Прием «нейтральной фразы»- т.е. когда в начале произносится фраза, не имеющая значения и отношения к теме, но по каким то другим причинам имеющая смысл для присутствующих и поэтому все прослушивается с интересом.
- Прием «завлечения»- говорящий произносит вначале что-то очень тихо непонятно или неразборчиво, это вынуждает оппонента напрягать слух и внимание.
- Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим, т.е. говорящий или задерживает взгляд на ком-то или избегает его взглядом.
- Прием «изоляции»- для поддержания внимания, т.е. изолирует слушателя от влияния из вне.
- Прием «акцентировки»- фразы «прошу обратить внимание» или особым нажимом на фразу или слово.
Управлять вниманием в общение - важная задача не только говорящего, но и для слушающего. Если он хочет увидеть и услышать именно то, что говорит и делает партнер – он должен, уметь управлять своим вниманием.