Сущность принципа гуманизма и справедливости
Содержание принципа демократизма
Характеристика принципа законности
Принципы предупреждения преступности
Понятие предупреждения преступности
1. Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность.
2. Профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.
3. Законность деятельности по предупреждению преступности предполагает наличие достаточного правового регулирования на уровне законов и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.
4. Демократизм в профилактике преступности означает, что она осуществляется:
• под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;
• при непосредственном участии и под контролем общественных объединений и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли "помощников" государственных органов;
• с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.
5. Гуманизм и справедливость профилактической деятельности означают, что:
• лица, в отношении которых она проводится, рассматриваются как субъекты
взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные объекты;
• ставится задача возможно раньше выявить и предупредить дальнейшее
развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества и государства;
• профилактическое воздействие начинается с наиболее щадящих мер, и
лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию.
Говоря о гуманизме как принципе профилактической деятельности, нельзя сводить его к требованию "не навреди" в отношении лиц, вовлекаемых в сферу профилактики. Должен учитываться и другой аспект -значение профилактической деятельности в целом, ее направлений, конкретных мер для обеспечения безопасности, спокойствия, стабильности в обществе, прав, свобод и законных интересов его граждан, которые могут стать потерпевшими от преступлений. Поэтому минимизация предупредительного воздействия оправдывает себя лишь до того момента, когда она вступает в противоречие с целями профилактической деятельности.
6. Научность как принцип профилактики означает:
• наличие и востребование в программировании и планировании предупредительной деятельности, правовом регулировании и управлении ею, а также в непосредственном применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности, основанной на познании ее закономерностей и места в социальных системах;
• сопровождение всех уровней, этапов, направлений, видов профилактической деятельности научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой; наличие при этом механизма внедрения научных рекомендаций после их объективной оценки;
• использование на практике предоставляемых наукой знаний закономерностей преступности для точной оценки ситуации в ретроспективе, настоящем времени и перспективе и принятия обоснованных стратегических и тактических решений по борьбе с нею;
• осознание практикой того обстоятельства, что попытки решить проблемы концептуальной базы, правового регулирования, управления профилактикой и т. д., требующие профессионального использования научных знаний, не обращаясь к ним, а используя понятийный аппарат на уровне бытового словоупотребления, приводят только к серьезным провалам; в этой связи должна быть осознана и необходимость во всех программно-плановых документах выделять раздел о научном обеспечении предупредительной деятельности;
• проведение криминологических или комплексных экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности, в процессе их подготовки.
ТЕМА 19.
Уровни предупреждения преступности