Система управления персоналом: основные элементы принципы формирования

Тема УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СИСТЕМА

Лекция 3

Подход к управлению персоналом как системе предполагает наличие ряда элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. К их числу можно отнести:

• наличие субъекта и объекта управления;

• осуществление управляющего воздействия и обратной связи;

• целенаправленность управления;

• информационный характер процесса управления;

• усилительную способность управления.

В системе управления персоналом объектом управления является персонал (индивид - группа людей - весь персонал) организации. Поэтому любая организация является индивидуальной: даже при наличии одинаковых структур и целей не может быть одинаковых людей, реализующих их.

Субъект управления организует деятельность объекта управления - персонала. Можно выделить три уровня управления персоналом: высший, функциональный и нижний (см. таблица 1).

Таблица 1 -.

Уровень управления Субъект управления Направления деятельности
Высший Руководство организации (Правление и его председатель, Совет директоров, генеральный директор и т.д.) Определение стратегии и приоритетов в работе с персоналом. Утверждение положений, программ, инструкций и других методических материалов по работе с персоналом.
Средний -функциональный Службы управления персоналом (отдел кадров, учебный центр, группа психологов и др.) Разработка кадровых процедур и методического обеспечения работы с персоналом. Организация работы с персоналом.
Нижний Руководители структурных подразделений. Оперативная работа с персоналом.

Эффективное управление персоналом может быть обеспечено лишь в результате совместного функционирования субъектов всех трех уровней управления.

На рисунке 1 показаны взаимоотношения между субъектами и объектами управления.

Рисунок 1 – Взаимоотношения между субъектами и объектами

Как видно из рисунка 1 персонал организации выступает одновременно как в качестве объекта, так и в качестве субъекта управления.

Менеджмент означает организацию работы коллектива таким образом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям работников, позволяла активизировать их работу и в итоге повысить эффективность труда. В основе управления персоналом лежит социальная цель.

Принципы и методы управления персоналом.

Принципы - это основные исходные положения теории управления и основные правила деятельности организации, определяющие ее устройство, механизмы функционирования, а также организационную структуру.

Принципы и методы не остаются неизменными, а развиваются вместе с теорией и практикой управления. На выбор принципов и методов управления оказывает влияние внешняя среда, в которой функционирует предприятие.

Основные принципы управления персоналом:

Принцип плановости руководства. Состоит в том, что началом всей работы является определение на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства и на этой основе планирование кадровой политики и разработка стратегии управления персонал

Принцип сочетания морального и материального стимулирования.

Важнейшим принципом управления является принцип подбора и расстановки кадров по их личны м и деловым качествам. Это принцип предусматривает:

- преемственность персонала на основе систематического подбора энергичных творческих работников;

- обеспечение условий для постоянного повышения квалификации;

четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника. Эти параметры определяются законами, приказами соответствующих министерств, ведомств и закрепляются в должностных инструкциях (должна быть у каждого работника);

- правильное соотношение между количеством опытных и молодых сотрудников;

- обеспечение условий для профессионального и должностного продвижения персонала на базе использования обоснованных критериев оценки их деятельности и личных качеств;

- сочетание доверия к персоналу с проверкой исполнения.

Принцип единоначалия. Во многих системах он является одним из основных.

Принцип соответствия предусматривает то, что руководство должно делегировать работнику достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые он несет ответственность.

Систему принципов построения системы управления персоналом в организации также рассматривают как частные принципы

Обусловленность функций управления персоналом целями производства. Функции управления персоналом формируются непроизвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства.

Экономичность.

Прогрессивность.

Пе рспективность.

Комплексность.

Простота.

Научность и др.

Следует подчеркнуть, что все принципы построения СУП реализуются во взаимодействии, а их сочетание зависит от конкретных условий функционирования СУП организации. Руководитель службы управления персоналом должен обладать не только знаниями и быть компетентным в своей конкретной области, но и быть осведомленным о нуждах руководителей низшего звена. В то же время, если руководитель низшего звена не понимает специфики управления персоналом, его механизма, возможностей и недостатков, то он всегда может и обязан воспользоваться услугами специалистов кадровиков.

Методы - совокупность способов, приемов или образа действий (исследования объектов). Методы основываются на законах, закономерностях и принципах управления и учитывают состояние производственной системы (уровень техники, технологий, социальных, правовых, трудовых и психологических отношений и др.), а также внешнюю ситуацию.

Методы управления персоналом разнообразны и используются комплексно, взаимодополняя друг друга и образуя целостную систему методов управления присущих конкретной организации. Классификация методов:

1. Прямые методы. Они заключаются в использовании власти для принятия решения и навязывания подчиненным силой власти определенного образа действий с целью заставить их выполнять принятое решение. Действия исполнителей в данной ситуации однозначно определены. Они подчинены силе власти руководителя.

К прямым методам относят:

административно-правовые;

организационно-распорядительные.

Они предусматривают использование директивного механизма воздействия на объект управления и дисциплинарной, материальной ответственности за свои действия.

Основу этих методов составляют гражданские нормы, административные права, трудовая дисциплина, чувства долга, а также инструкции, регламенты, правила техники безопасности, технологическая документация, приказы, распоряжения. Эта группа включает методы формирования структуры органов управления, кадров, разработка должностных инструкций, положений.

2. Ко свенные метод ы. Создают условия для принятия решения исполнителем и используют механизмы эффективного выбора решения, мотивации, материальной и моральной ответственности за проведенные действия, при этом материальная и моральная ответственность часто выступают как заинтересованность подчиненного в успехе, т.е. стимулируют его деятельность.

Основы гос. службы.

Замечание

Выговор

Строгий выговор

Неполное служебное соответствие

Увольнение

- дисциплинарные взыскания с гос. служащих.

К косвенным методам относятся:

экономические

социально-психологические

идеологические

Экономические методы. Они используют воздействие на исполнителей через экономические стимулы и условия деятельности. В основу этих методов заложена экономическая (материальная) заинтересованность в выборе эффективного решения и поведения. В группу экономических методов входят:

технико-экономический анализ

планирование и прогнозирование

материальное стимулирование

ценообразование.

Социально-психологические методы воздействуют на работника через систему моральной ответственности и социально-психологических установок, позволяющих изменять в нужном направлении поведение работника. Это методы: реализации творческой активности; формирование позитивного социально-психологического климата в коллективе; социальный и психологический анализ; социальное планирование, планирование карьеры; моральное стимулирование; стиль руководства и др.

Идеологические методы являются также мотивирующими и воздействуют на исполнителей через систему морально-политической ответственности, чувства долга, любви к родине. К ним относят: пропаганда и агитация; метод стимулирования политической и общественной активности; воспитание трудовой морали; критика и самокритика; политическое образование и самообразование; политическая ответственность.

Надо помнить, что идеологические принципы и методы не исчезли из арсенала управления людьми, персоналом. Каждый человек как личность является носителем определенных идеологических и политических взглядов, что отражается в трудовой деятельности. Менеджер должен уметь это использовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: