Социальные причины и условия

1. Российские криминологи, в частности Миньковский Г.М., выделяют следующие криминогенные обстоятельства, которые играют решающую роль в формировании личности несовершеннолетних, могущих в опре­деленной ситуации совершить преступления:

отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного вос­питания имеют место в большинстве случаев искаженного формирова­ния личности и последующего перехода на преступный путь конкрет­ных подростков. В 30 - 40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи;

отсутствие (временное или длящееся) у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В
таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной за­висти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют моти­вацию преступлений — краж, хулиганства и т. д.;

отрицательные влияния в ближайшем окружении бытовом, учебном и т.п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведе­ние подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порожда­ющих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.;

подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое имеет место в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлече­нием в пьянство, азартные игры, другие формы допреступного антиоб­щественного поведения в сочетании с пропагандой "преимуществ" жизни преступников;

длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, ос­тавивших учебу, также обусловливает возникновение антиобществен­ных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных пре­ступлениях или повлечь вхождение в преступную группу;

проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков и т. д.).

2. Наряду и во взаимодействии с указанными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовер­шеннолетних способствуют социальные факторы:

• безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и
образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых слу­чаев преступлений несовершеннолетних;

• безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая со­
зданию ситуации и поводов для преступлений;

• низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нече­стность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);

• распад системы трудоустройства подростков;

отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;

• увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном
и волевом развитии.

ТЕМА 47.
Предупреждение преступности несовершеннолетних

1. Субъекты профилактики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: