1. Российские криминологи, в частности Миньковский Г.М., выделяют следующие криминогенные обстоятельства, которые играют решающую роль в формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления:
• отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. В 30 - 40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи;
• отсутствие (временное или длящееся) у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В
таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений — краж, хулиганства и т. д.;
|
|
• отрицательные влияния в ближайшем окружении — бытовом, учебном и т.п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.;
• подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое имеет место в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы допреступного антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой "преимуществ" жизни преступников;
• длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу;
• проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков и т. д.).
2. Наряду и во взаимодействии с указанными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют социальные факторы:
• безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и
образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних;
|
|
• безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая со
зданию ситуации и поводов для преступлений;
• низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);
• распад системы трудоустройства подростков;
• отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;
• увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном
и волевом развитии.
ТЕМА 47.
Предупреждение преступности несовершеннолетних
1. Субъекты профилактики