double arrow

Тема 25: коррупционная преступность

Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом должностного лица и корыстным использованием официальных служебных полномочий, а также связанных с ними авторитета, возможностей, связей.

Законодательное определение коррупции и коррупционных преступлений в настоящее время отсутствует. Неоднократно ставился вопрос о принятии специального закона «О борьбе с коррупцией», в котором были бы предусмотрены основные понятия, направления и способы антикоррупционной деятельности. Однако до настоящего времени такой правовой акт отсутствует.

В уголовно-правовом смысле под этим видом преступности понимают, как правило, так называемые должностные преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», а также в главе 23 УК «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях».

Способы совершения коррупционных преступлений:

«коррупционная сделка» — лицо, находящееся на государственной (муниципальной) или коммерческой службе незаконно, вопреки интересам службы, или без служебной необходимости использует свои служебные полномочия в интересах определенного гражданина или указанных им других лиц, за материальное или нематериальное вознаграждение;

«коррупционное вымогательство» — должностное лицо вымогает дополнительное вознаграждение за выполняемые им служебные обязанности;

«коррупционный подкуп» — гражданин призывает должностное лицо принять определенное вознаграждение за реализацию им официальных полномочий или иных возможностей в интересах гражданина или третьих лиц.

В дальнейшем в связи с полученным незаконным вознаграждением служащий выполняет указанные взяткодателем действия. При этом взятка, во-первых, берется либо до, либо после совершения необходимых деяний, а во-вторых, совершаемые должностным лицом деяния либо предписаны ему по должности, либо выходят за рамки его должностных полномочий.

Коррупция не сводится лишь к получению денежных средств. Личная выгода может быть получена в форме оказываемых услуг, приобретения определенного статуса, политического влияния или престижа.

Объем коррупционных преступлений не совпадает с должностными преступлениями (например, он не предусматривает такой вид преступности, как халатность), а также не в полной мере соотносится с преступностью по службе.

Коррупционная преступность включает в себя разные уголовно-правовые виды деяний. К основным из них можно отнести следующие преступления против государственной власти, государственной и иной службы:

- взяточничество;

- злоупотребление должностными полномочиями;

- превышение должностных полномочий;

- преступления против службы в коммерческих организациях;

- незаконное участие в предпринимательской деятельности;

- привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности;

- незаконное освобождение от уголовной ответственности и др.

Коррупционная преступность имеет ряд криминологических особенностей. В первую очередь это вид преступности отличается достаточно высоким общественным положением субъектов коррупции. Так, статистические данные свидетельствуют, что среди привлеченных к ответственности коррумпированных должностных лиц 41,1% были сотрудники министерств, комитетов и их структурных подразделений, 26,5% — сотрудники правоохранительных органов, 11,7% — работники кредитно-финансовой системы, 8,9% — работники контролирующих органов, 3,2% — работники таможенной службы, 0,8% — депутаты, 7,8% — прочие.

Характерной чертой коррупционной преступности является ее высокая латентность. Согласно экспертным оценкам количество выявленных случаев взяточничества составляет от 0,1 до 2% от реального числа таких преступлений. 96% опрошенных прямо или косвенно сталкивались с вымогательством со стороны должностных лиц.

Высочайшая степень латентности может быть объяснена объективными и субъективными причинами.

К объективным причинам относится тот факт, что в большинстве случаев коррупционных преступлений практически невозможно выявить отрицательные последствия противоправных деяний. Как правило, все участники получают выгоду и не заинтересованы в сообщении об этом преступлении и его раскрытии, поскольку подлежат уголовной ответственности. Кроме того, в большинстве случаев отсутствуют видимые признаки преступления, поскольку за взятку совершаются правомерные действия.

Субъективными факторами латентности коррупционных преступлений являются отсутствие строго направленной (адресной) государственной политики в противодействии и борьбе с этим социальным явлением, а также недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников, привлекаемых к этой деятельности. Также одной из причин возникновения коррупции является несоответствие этических норм, установленных в обществе, с принципами отдельных должностных лиц. Поэтому определенную значимость представляют вопросы, касающиеся ценностных ориентиров лиц, поступающих на службу, и влияние этих ориентиров в процессе их переоценки в служебной деятельности.

Кроме того, отсутствие служебного роста и низкая зарплата у государственных служащих способствуют возникновению коррупции, поскольку стремления каждого направлены на создание материально обеспеченных условий жизни для себя и своих близких. Стимул успешного продвижения по службе, повышение уровня оплаты труда, моральный комфорт укрепляют желание этих лиц действовать в соответствии с нормами профессиональной этики.

Основные направления профилактики коррупции:

- признание существования коррупции и разработка мер по ее искоренению В борьбе с коррупцией наиболее серьезным препятствием является нежелание признавать ее существование. Это связано с объективными трудностями в раскрытии коррупционных преступлений;

- оценка эффективности стратегии и методики по искоренению коррупции. Эффективным средством предупреждения коррупции является система предварительного анализа и прогнозирования таких правонарушений. Она позволяет выявить имеющиеся проблемы при осуществлении должностных полномочий, недостатки служащих, предпосылки злоупотреблений служебным положением;

- этическая подготовка. Наиболее важным компонентом концепции, направленной на создание, развитие и внедрение этических стандартов, является изменение нравственных ориентиров служащих. На их моральный облик большое влияние оказывает положительный климат в коллективе;

- набор на службу и отбор квалифицированных кадров. Осуществление этической подготовки должно сочетаться с тщательным отбором кадров для государственной службы. Прежде всего необходимо определить квалификацию и личностные характеристики потенциальных сотрудников;

- обеспечение дисциплинарного порядка. Правила и порядок влияют на подверженность служащего воздействию факторов коррупции. Нечеткая и несовершенная организация работы может открыть путь к участию в преступной деятельности. Напротив, контроль, подотчетность и должная дисциплина повышают защищенность от коррупции и предотвращают случаи злоупотребления служебным положением. Также проведение жесткой дисциплинарной политики необходимо для увеличения шансов обнаружения и задержания коррумпированных сотрудников;

- активная реализация уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: