Понятие коррупции и коррупционной преступности

Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.

Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, представляющего собой осуществление одного из следующих действий:

двусторонней сделки, в ходе которой одна сторона - лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер), выступая "покупателем", получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);

вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;

инициативного, активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной "посадкой на взятку".

Важная особенность коррупции - своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица.

Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую, по мнению экспертов, три составляющие:

коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;

группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;

группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

При этом необходимо иметь в виду, что коррупция преимущественно развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти.

О большой пораженности коррупцией российского чиновничества говорит и структура привлекаемых к ответственности коррумпированных лиц: 40% - государственные чиновники разного уровня; около 25% - сотрудники правоохранительных органов; 12% - работники кредитно-финансовой системы; 9% - служащие контрольных органов; 3 - 4% - сотрудники таможенной службы; 0,8% - депутаты; 7 - 8% - прочие лица.

Результаты опроса граждан показали, что корруптерами становятся около 38% частных лиц, решающих свои бытовые проблемы, и 82% - бизнесменов. Только 13% бизнесменов имеют активную антикоррупционную установку.

Постоянный рост в стране численности госаппарата неизбежно приводит к увеличению числа фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток.

Своеобразной чертой коррупции является разнообразие предметов купли-продажи в коррупционных деяниях и их различие для коррупционера и корруптера при их общей корыстной мотивации либо иной личной заинтересованности.

Около 70% принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения составляют деньги; 22% - иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок, выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); около 8% - нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и т.п.).

В свою очередь, корруптеры в результате обоюдной сделки также получают возможность приобретать материальные и нематериальные блага. Таким путем, в частности, они выводят физических и юридических лиц, действующих в нарушение установленных правил, совершающих правонарушения, из-под социального контроля; приобретают возможность поддержки и активного лоббирования подкупленным лицом своих интересов; получают необходимую информацию; устраняют препятствия в своей зачастую противоправной деятельности и т.п. Нередки случаи предоставления коррупционерами и таких услуг, как облегчение лицензирования, регистрации предприятий; непринятие мер по фактам совершения преступлений, смягчение наказания; создание возможности для неуплаты налогов, таможенных сборов и других платежей государству.

В качестве нематериальных благ корруптеры нередко обеспечивают и свою правомерную деятельность, защиту охраняемых законом жизни, здоровья, чести, доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, права на имя, право авторства и т.п.

Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более половины российских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно.

По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерность экономической жизни страны, которую великий историк Н.М. Карамзин еще полтораста лет назад обозначил одним словом "воруют", такова: на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд. долларов, т.е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.

При этом основная сумма ежегодно выплачиваемых коррупционерам средств приходится на структуры российского бизнеса (33,8 млрд. долларов). На многослойную бытовую коррупцию приходится 2,8 млрд. долларов, в том числе: на поступление в вузы - 449 млн. долларов; на "бесплатное" медицинское обслуживание - почти 600 млн. долларов; на подкуп сотрудников автоинспекции - 368 млн. долларов; на подкуп судей - 274 млн. долларов.

Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие и реализация государственных решений. Такое широкое распространение в стране коррупции явилось даже основанием для отнесения России экспертами Международного центра антикоррупционных исследований и инициатив к числу государств с самым высоким в мире "индексом коррупции". В рейтинге 146 стран, определяемом в зависимости от уровня коррупции, Россия в настоящее время занимает 90-е место (между Непалом и Танзанией).

В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание и даже одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населения проблемы. Согласно проведенному исследованию лишь 5% опрошенных граждан отметили, что отношение чиновника к взяткодателю после получения мзды не улучшилось. Только 2,2% участников опроса взятка не помогла разрешить их проблемы. Таким образом, на уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантией успеха, а сама коррупция все больше становится органической, естественной частью жизни общества. Поэтому самым опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересов государства, отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять.

При анализе коррупции следует иметь в виду, что она не всегда является уголовно-правовым явлением. В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.

К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:

принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании, от супругов и родственников этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами;

принятие в дар (и дарение) подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.

К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.

Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;

незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;

подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

коммерческий подкуп;

получение взятки;

дача взятки;

провокация взятки либо коммерческого подкупа;

подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством следующие деяния коррупционного характера:

невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;

регистрация незаконных сделок с землей;

контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;

злоупотребление должностными полномочиями;

злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;

незаконное участие в предпринимательской деятельности;

служебный подлог.

Особенностями коррупционной преступности являются:

непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;

использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;

относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

тесная связь с организованной преступностью, представители которой выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;

повышенная общественная опасность.

Таким образом, коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.

49.Взаимосвязь криминологии с други­ми науками (отраслями права, социологией, психологией, эко­номикой и др.

Особенностью всех научных знаний является их логический, упорядоченный и систематизированный характер. Имеет свою систему и криминология. Система криминологических знаний находится в прямой зависимости от предмета науки «криминология» и отражает его структуру. В ней прежде всего следует обозначить четыре основных учения: о преступности, о ее детерминантах, о личности преступника и о предупреждении преступности. Однако этим характеристика системы криминологических знаний не исчерпывается. По различным основаниям в криминологии выделяют и другие структурные элементы – частные теории, проблемы, концепции и т. д. Среди прочих к ним относятся: науковедческие проблемы криминологии, история ее развития, криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, организация и методика изучения преступности, криминологическое прогнозирование и планирование и др.

Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам, включая частные признаки. По мере развития науки она в определенных пределах может дополняться, уточняться и т. д. Однако при любых условиях система криминологии должна соответствовать ее предмету, адекватно отражать его.

Система науки и система учебной дисциплины – понятия во многом совпадающие, но не идентичные. Исходя из особенностей контингента обучаемых, конкретных задач учебно-воспитательного процесса и других соображений, в систему науки при ее трансформации в учебную дисциплину могут вноситься те или иные коррективы, порой весьма существенные.

Для определения места криминологии в системе наук существенное значение имеет выяснение, во-первых, степени ее родства с другими, особенно смежными, дисциплинами, во-вторых, степени ее самостоятельности. Анализ этих проблем связан прежде всего с необходимостью укрепления союза криминологии и других наук, как юридических, так и неюридических. Взаимодействие этих наук диктуется внутренней логикой развития научного знания, в частности в изучаемой нами сфере, насущными задачами теоретических и прикладных исследований в области борьбы с преступностью. Преступность представляет собой настолько сложное социальное явление, что в борьбе с ней приходится использовать достижения многих наук. Но криминология занимает здесь ведущее место.

Преступность, ее причины и условия, меры предупреждения преступности, личность преступника, преступное поведение и его профилактика, другие проблемы, связанные с преступностью, изучают, всесторонне разрабатывают и юридические, и неюридические науки. В комплексе этих наук криминология занимает особое место, она как бы венчает здание наук, изучающих преступность и меры ее предупреждения. Через нее прежде всего осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками – социологией, психологией и пр. В этом смысле криминология занимает центральное место в системе наук. Именно она, синтезируя знания о преступности, решает комплекс задач борьбы с этим явлением, криминологии принадлежит ведущая роль в решении данных задач.

Являясь одной из отраслей знания, криминология может выступать в качестве самостоятельной системы с присущими ей системными признаками. В то же время криминология как комплексная наука тесным образом связана с другими отраслями знания посредством органического впитывания в себя элементов других наук. В этой связи многие ученые справедливо отмечают, что надо находить не только точки соприкосновения криминологии с другими науками, но и пределы вторжения этой отрасли знания в другие науки, и наоборот. Может ли, должна ли (и если должна, то до каких пределов) вторгаться криминология в изучение различных проблем, связанных с преступностью и мерами ее предупреждения, причинами и условиями этого явления, личностью преступника и преступного поведения? Ответ на этот вопрос может быть следующим.

Во-первых, криминология должна передавать другим наукам решение несвойственных ей вопросов (скажем, пьянство, наркомания, поведение людей с психическими аномалиями, иные виды антиобщественного поведения, которые квалифицированно оцениваются не криминологией и относятся к предмету других наук) для их более углубленного и предметного изучения, поскольку эти вопросы не относятся к предмету криминологии.

Во-вторых, криминология должна принимать от других наук свои специфические вопросы (например, преступления, совершенные на почве пьянства, наркомании и т. д.). Криминология изучает не пьянство и наркоманию, а преступления, совершаемые на этой почве. Она исследует не поведение людей с психическими аномалиями, а преступления, совершенные в результате такого поведения. Эти вопросы входят в предмет криминологии, так как она изучает преступления.

В-третьих, те или иные науки, например социология, психология, психиатрия, изучающие различные стороны пьянства, наркомании, поведения людей с психическими аномалиями, должны вооружать криминологию своими достижениями, особенно в отношении причин и условий преступлений, профилактики преступного поведения. Криминология же, в свою очередь, должна снабжать эти науки результатами своего исследования, главным образом по вопросам, относящимся к предмету данных отраслей знаний. Очевидно, что криминологические рекомендации не должны противоречить достижениям другим наук. Конечно, и рекомендации других наук не могут идти вразрез с позициями криминологии – необходимы согласованность и научное содружество.

Таким образом, криминология – это система разнородных по своей дисциплинарной принадлежности знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности.

Криминологической науке присущи две группы междисциплинарных связей. Одна группа связей заключается в использовании методов иных наук без соприкосновения их предметов. Другая группа связей выражается в непосредственном соприкосновении предметов тех отраслей знания, которые изучают преступность и меры ее предупреждения.

Криминология связана с прикладной социологией, изучающей формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях. Познавая конкретные общественные отношения, прикладная социология исследует различные элементы структуры общества, проблемы труда, свободного времени, образования и культуры, развития городов и многие другие социальные явления. Практически каждое из этих явлений имеет тот или иной криминологический аспект.

Связь криминологии с экономической наукой определяется прежде всего тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики. Имеют свои экономические характеристики и сама преступность, и ее последствия. Наконец, можно выделить экономические меры в комплексе средств воздействия на преступность и ее детерминанты.

Тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной, которая является одним из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с нею, а также о личности преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики.

Криминология тесно связана с психологией, различными ее отраслями (общей, социальной, юридической, военной и др.). Материал психологической науки имеет особое значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки важных аспектов криминологической профилактики.

С использованием положений и выводов педагогической науки изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятные условия нравственного формирования личности в семье, школе, воинском коллективе, других видах социальной среды. Одной из существенных характеристик личности преступника является ее нравственно-педагогическая запущенность. Опираясь на достижения педагогической теории и практики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей и лиц, которые могут встать на преступный путь.

Наличие определенного влияния демографических процессов на преступность обусловливает связь криминологии с демографией. Тенденции математизации науки в целом потребовали расширения и упрочения связей криминологии с математикой. Связана криминология и с другими неюридическими науками, например генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

Тесные связи существуют между криминологией и юридическими науками, в особенности теми из них, которые относятся к так называемому криминальному циклу. Наряду с различиями, о которых говорилось выше, во многом совпадают предмет и задачи криминологии, с одной стороны, и науки уголовного права – с другой. Такие уголовно-правовые понятия, как преступление и его виды, преступники и их категории и другие, являются исходными для криминологии, они во многом определяют круг проблем, изучаемых этой наукой. Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о соотношении двух основных подходов к борьбе с преступностью – криминологического и уголовно-правового. Многие нормы уголовного права непосредственно используются для юридического обоснования конкретных мер криминологической профилактики. Следует особо подчеркнуть тесную связь криминологии с социологией уголовного права.

Связь криминологии с наукой уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права прослеживается наиболее выпукло применительно к общей для них проблеме предупреждения рецидива преступлений. Изучая рецидивную преступность, криминология способствует рациональному решению различных вопросов исполнения наказаний, совершенствования деятельности исправительных учреждений. Широкий социально-правовой подход к проблеме рецидива преступлений и борьбы с ним, характерный для криминологии, предполагает необходимость учета и всесторонней оценки мер исправительного воздействия на осужденных, их роли и эффективности.

Необходимо заметить, что криминология, уголовное право и исправительно-трудовое право составляют одну научную специальность в соответствии с установленной их номенклатурой.

Криминология связана также с наукой уголовного процесса. Как известно, уголовно-процессуальный закон включает обстоятельства, детерминирующие совершение преступлений, в предмет доказывания по уголовному делу, формулирует соответствующую юридическую обязанность органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда, устанавливает определенные формы процессуального реагирования на выявленные криминогенные факторы. Все это означает, что для уголовно-процессуальной науки, практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Уголовно-процессуальные действия являются одним из эффективных средств получения информации о конкретных преступлениях, их детерминантах, личности преступника. Не случайно в криминологических исследованиях, как теоретических, так и прикладных, находит широкое применение изучение материалов уголовных дел.

Имеются у криминологии точки соприкосновения и с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника) и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и пр. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

Криминология тесно связана с теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности. Для того чтобы оперативно-розыскные меры были «прицельными», а следовательно, эффективными, они должны опираться на полные, достоверные и точные знания. Иначе говоря, оперативные работники должны исходить из правильных представлений о закономерностях современной преступности, ее характерных тенденциях, конкретных формах преступных проявлений, особенностях личности, механизме индивидуального противоправного поведения, «преступном почерке» различных категорий правонарушителей и т. д.

Есть основание говорить о криминологическом аспекте социальных предпосылок оперативно-розыскной работы. Например, существуют оперативно-розыскные меры, целиком и полностью подчиненные интересам предупреждения преступности. Оперативно-розыскная деятельность существенно расширяет информационную базу и арсенал средств предупредительного воздействия на преступность, ее детерминанты и связанные с нею негативные явления. Необходимо отметить, что применительно к ранним стадиям развития некоторых криминогенных факторов оперативная работа иногда является наиболее оптимальным, а в ряде случаев практически единственно возможным вариантом целенаправленного упреждающего воздействия.

Связь криминологии с наукой государственного права определяется прежде всего тем, что многие положения Конституции Российской Федерации имеют самое непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, законов и правил общежития.

Связь криминологии с административным правом обусловлена, во-первых, значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административного взыскания, предупреждения и пресечения); во-вторых, ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности субъектов криминологической профилактики (в определении их задач, функций, компетенций и т. д.). Оба эти аспекта регулирования общественных отношений нормами административного права особенно важны для предупредительной работы пограничных органов. Этим прежде всего и определяется значимость изучения криминологии в тесной связи с курсом административно-служебной деятельности.

Связана криминология и с иными юридическими науками гражданского, трудового и других отраслей права. Эта связь обусловлена главным образом тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: