Закономерности, выраженные в соотносительных категориях диалектики

Категории единичное, особенное, общее.

Единичное. В мире нас окружают конкретные вещи, явления, события, обладающие своими индивидуальными неповторимыми специфическими признаками, отличающие их друг от друга, делающие их непохожими друг на друга. Это отдельное специфичное, неповторимое в вещах, явлениях, событиях называют единичным. Категория единичное выражает то, что проявляется в отдельном, существуя как специфичное, неповторимое.

Общее. Вещи, явления, события могут обладать и некоторыми одинаковыми свойствами, признаками, чертами. Одинаковые признаки, которые присущи различным объектам, являются их общими признаками. По общим признакам, свойствам, отношениям предметы выделяются в определенные группы, классы. Так, животные, питающиеся только травой образуют класс травоядных. Общее то, что выступает как одинаковое, сходное в различных вещах, явлениях. Категория общего выражает то, что является одинаковым, сходным для определённого множества объектов.

Особенное. Это то, что по отношению к единичному выступает как общее, а по отношению к ещё большей общности выступает как единичное.

Общее и единичное существуют одновременно и взаимосвязано в явлениях любой природы. Каждая вещь содержит и общее и единичное. К пониманию реальной взаимосвязи единичного и общего пришли не сразу. В истории развития философской мысли существовали различные взгляды на соотношение единичного и общего. Некоторые философы полагали, например, что общее не существует объективно, а лишь в умах людей, как общее название, имя для ряда отдельных предметов. Такая точка зрения получила названия номинализма. Номинализм (лат. nomen – имя, название) возник как направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Так английский философ Д.Локк (1632-1704) писал: «Общее и универсальное не принадлежит действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления» (Д.Локк «Опыты о человеческом разуме»).

Противоположные представления о природе общего формировались в другом направлении, в средневековой схоластики, названном реализмом средневековым. Представители этого направления утверждали, что общие понятия (Универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Такой точке зрения придерживался, например, средневековый богослов и философ Ансельм Кентерберийский.

Однако отрывать единичное от общего нельзя и единичное и общее существуют в реальных вещах во взаимосвязи. В их взаимосвязи проявляется определённая закономерность. Сущность этой закономерности кратко можно выразить так: общее проявляется через единичное, каждое единичное содержит в себе отпечаток общего; в процессах развития единичное повторяемое неоднократно может превратиться в особенное, а особенное в общее; реже повторяемое общее может стать особенным и единичным.

Категории причины и следствия

Категория причины фиксирует всё то, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-либо явление.

Категория следствия обозначает всё то, что возникает под действием определённой причины. Так причиной свечения нити электролампочки является прохождение через неё электрического тока. Свечение выступает как следствие. Причинность (каузальность от лат. сaura - причина)- одна из форм всеобщей закономерной связи явлений. Образуя понятия «причина» и «следствие» человек изолирует те или иные стороны объективного единого процесса. Причина во времени предшествует следствию и вызывает его. Но это не значит, что всякое предшествующее явление находится в причинной связи с последующим. Ночь предшествует утру, но она не является причиной утра. Нельзя смешивать причинную связь с временной последовательностью явлений. Причину нужно отличать от повода. Повод-это событие, которое непосредственно предшествует другому событию, делает возможным его появление, но не порождает и не определяет его. Связь между поводом и следствием имеется, но она внешняя, несущественная. От причинной связи нужно отличать и связь между возникновением данного явления и теми условиями, в которых оно происходит. Под условиями понимают те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но во-первых, делают возможным процесс его возникновения и, во-вторых, оказывают определённое влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Например, сила электрического взаимодействия между физическими телами возникает вследствие того, что эти тела обладают электрическими зарядами. Но действуют данные силы при условии, что физические тела находятся на определённом расстоянии друг от друга. Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. Все явления в мире, все изменения, процессы непременно возникают в результате действий определённых причин. В мире нет, и не может быть беспричинных явлений. Всякое явление необходимо имеет свою причину. Учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности явлений называют детерминизмом. Отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме- отрицание причинности вообще) называют индетерминизмом.

Во всеобщей взаимосвязи явлений всякая причина в свою очередь вызывается другим каким-либо явлением и выступает как следствие, а всякое следствие тоже вызывает другие явления, то есть представляет собой причину. Ф.Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «….причина и следствие суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот». В подтверждение этих слов можно привести такой простейший пример. Нагревание воды в котле паровоза вызывает превращение её в пар. Первое явление причина второго. Но пар приводит в движение поршень, то есть сам является причиной, а не только следствием. Поршень приводит в движение колёса, то есть тоже является причиной.

В связи с достижениями классической механики в XVII - XVIII в. (Г.Галилей, Ньютон и др.) сформировался механистический детерминизм, т.е. механистическое понимание причинно-следственной связи, согласно которому одна причина порождает одно следствие и одно следствие порождается одной причиной, возникает однолинейная детерминация. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно которой вся вселенная (от атома до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики, и поэтому ничего качественно нового во Вселенной появиться не может. В этой связи, учитывая взаимнооднозначную причинно-следственную связь, французский математик и астроном П.Лаплас (1749-1827г.г.) заявил о том, что если бы были известны все силы, действующие в природе, во Вселенной и взаимное расположение её частей, то можно было бы с абсолютной точностью установить все, что происходит в ней в будущем. То есть, фактически, мы достигли бы абсолютного знания о Вселенной. Такое механистическое понимание причинно-следственной связи называют Лапласовским детерминизмом.

Современная наука указывает на то, что в реальных явлениях обнаруживается многолинейная причинно-следственная связь, то есть одно следствие может порождаться различными причинами и одна и таже причина может порождать различные следствия. Существуют такие ситуации, когда различные причины, действуя на одну и туже систему, вызывают одно и тоже следствие.

В целом закономерность причинно-следственной связи заключается в следующем: все явления в мире причинно обусловлены, во всеобщей взаимосвязи явлений причинно-следственная связь многолинейна: одно и тоже следствие может порождаться различными причинами и одна причина может вызвать несколько следствий.

Категории необходимости и случайности

Всё что происходит с окружающими нас предметами и явлениями может иметь причину преимущественно в них самих, проистекать из их внутренней природы, а может вызываться другими предметами и явлениями, которые имеют внешнее отношение к данным предметам и явлениям. Это лежит в основе различия необходимости и случайности.

Категория необходимости выражает то, что вытекает из сущности, из внутренней связи вещей и при определённых условиях должно обязательно произойти.

Категория случайности выражает то, что не вытекает из сущности вещей и проявляется в данных условиях в силу стечения внешних для данного предмета обстоятельств. Во взаимосвязи случайности и необходимости прослеживается следующая закономерность: в процессах развития необходимость пробивает себе дорогу через цепь случайности и проявляется в них; случайность же многократно повторяясь становится необходимостью.

Вопросы для самопроверки

1) Назовите исторические формы диалектики.

2) В чём качественное отличие диалектики от метафизики?

3) Что понимается под объективной диалектикой?

4) Сущность принципа историзма?

5)Что понимается в диалектике под отрицанием?

6) В какой степени состоятельна диалектика?

ТЕМА: Философское понимание мира

1). Проблема бытия в философской мысли. Основные формы и виды бытия, их взаимосвязь. Субстанция.

2). Философское понимание материи и естественнонаучные данные о видах и свойствах материи.

а) Разработка диалектико-материалистических представлений о материи в истории развития философии и естествознания.

б) Движение – всеобщий, универсальный способ существования материи.

в) Пространство и время как всеобщие формы существования материи.

г) Данные современной науки о строении и свойствах материи и многообразии мира.

3). Религиозная, естественнонаучная и философская картина мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: