double arrow

Недостатки

Философское понятие материи и естественнонаучные данные о видах и свойствах материи

Представление о материи развивалось в рамках материалистической философии и естествознании с самого начала формирования философской и естественнонаучной мысли. В развитии представления о материи немалый вклад внесли древнегреческие философы – материалисты. В качестве материальной первоосновы в Древней Греции принимали различные состояния вещества. Так Фалес (из Милета) за материальную первооснову принимал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы и пустоту. Эти наивные положения древнегреческих материалистов можно считать первым шагом к формированию понятия материи. Вообще, само слово материя было введено Аристотелем. По древнегречески материя означала «Хилле» - дерево, в переводе на латинский – материя.

В эпоху Возрождения первым философом, у которого понятие материя имеет новое содержание, является итальянец Бернардино Телезио (1508-1588гг).

~ Он считал, что мир наполнен материей, которая является однородной; она вечна, никем не создана, а ее количество в мире неизменно.

Много соображений о материи высказал Джордано Бруно. Он понимал материю как субстанцию всего, как некоторую первичную субстанцию, свойств, явлений. Утверждал, что материя однородна и вечна.

Гольбах дает свое определение материи «Материя – это все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».

Ломоносов: «Материя – это то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она существует независимо от чувств и разума человека».

Фейербах: «… Я понимаю под природой совокупность всех чувствительных сил, вещей и существ, который человек отличает от себя как нечеловеческое… Или, беря слово практически, природа есть все то, что для человека представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода…

В целом, в домарксистской материалистической философии и в естествознании было высказано много глубоких положений о материи сохраняющих свое значение и в современном знании:

~ материя как всеобщая субстанциональная основа всех явлений.

~ вечность существования во времени и бесконечности в пространстве.

~ сделана попытка, определить материю путем противопоставления ее сознанию, не зависимостью от сознания.

~ сформировано положение о неразрывности материи и движения, о движении как атрибуте материи.

~ исходили из идеи безусловной познавательности материи.

Вместе с тем представители домарксовского материализма высказали немало метафизических и умозрительных положений о материи, которые были опровергнуты позже развитием науки:

~ первичная материальная субстанция представлялась как качественно однородная и неизменная основа, изменяются только сами вещи (возникают и исчезают).

~ материя отождествлялась с каким-либо своим конкретным свойством, конкретной структурой.

а) с массой

б) с веществом

в) с неделимыми, бесструктурными, неизменными атомами и др.

Диалектическое представление о материи, опираясь на достижения естествознания XIX в. было сформулировано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они развили диалектическое учение о материи в таких работах как «Анти-Дюринг»,

«Диалектика природы», «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», «Тезисы о Фейербахе».

- Они впервые дали материалистическое учение основного вопроса философии в двух его сторонах;

- Обосновали сущность философского понятия материи;

- Дали характеристику многообразных видов и состояний материи;

- В работе «Анти-Дюринг» Энгельс сформулировал и обосновал важнейший тезис материализма о единстве мира: «Единство мира состоит в его материальности»;

- Энгельс разработал основы диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, как основных форм существования материи.

Однако, специального определения понятия материи Маркс и Энгельс не давали. (Тогда этого по существу не требовалось). Развитие естествознания в конце XIX и начала XX столетий привели к необходимости сконцентрировать особое внимание именно на этой фундаментальной категории. Это было сделано В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм.»:

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

В этом определении выражается всеобщее свойство всех вещей и явлений окружающего нас мира: существовать объективно, вне и независимо от сознания человека.

«…Единственное «свойство» материи, - указал Ленин, - с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Наряду с понятием материи, важнейшей категорией в философии является категория «движение».

Категория «движение» формировалась на протяжении всей истории развития философии и естествознания.

В своем большинстве домарксовские материалисты движение отождествляли с механическим движением, т.е. с перемещением в пространстве неизменных материальных объектов. Были и такие философы, которые понимали движение шире, но ограничивали его конечным числом видов движения. Например, Аристотель понимал движение как изменение. Он выделил 4 вида движения:

1). Качественное изменение

2). Рост и убыль

3). Возникновение и уничтожение

4). Перемещение

Ф. Бэкон также под движением понимал не только механическое движение. Он насчитывал 19 видов движения.

Обобщая достижения естествознания середины XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс дали обобщенное понятие движения. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» дал такое понятие движения:

«Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».

(«Диалек. природы». Соч. т. 20 стр.391)

В таком общественном понимании движение выступает как неотъемлемое свойство материи, т.е. как атрибут материи. Поэтому в работе «Анти-Дюринг» Энгельс формирует важнейшее положение диалектико–материалистической философии:

«Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения».

«Всякий покой, - говорит здесь же Энгельс, - всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной форме движения.

Энгельс Ф. Развивает идею неразрывности материи и движения.

Сущность идеи: 1) Материя не может существовать без движения.2) Движение не может существовать без материи.

Понятие «формы движения» было введено Ф. Энгельсом. Он показал, что в природе существуют различные по качеству формы движения материи и каждая форма движения соответствует определенному виду материи.

Ф. Энгельс, в свое время, выделил 5 форм движения материи и предложил их следующую комбинацию:

1. Физическое (изменение пространственного положения, скорости, массы, энергии, температуры, объема и др. характеристик материальных объектов)

2. Химическое (взаимодействие молекул органических и неорганических веществ)

3. Механическое (простое перемещение тел в пространстве)

4. Биологическое (жизнь, изменения, происходящие в растительных и животных организмах)

5. Социальное (развитие общества и человека)

Все формы движения материи взаимосвязаны. В мире происходит непрерывный процесс взаимного превращения одних форм движения в другие. В процессе развития происходило образование на основе одних форм движений (более низших) – другие, более высоких форм движения.

- Так химические формы движения образуются на основе физических;

- на основе физических и химических формы движения формируется биологическая;

- на основе всех перечисленных выше форм движения происходит такое движение, как общественная жизнь.

Но каждая более высокая форма движения не является простой суммой более низких форм. Каждая более высокая форма движения, качественно отличается по своим, особым законам.

Так биологическая форма отличается от составляющих ее физико-химических форм движения, прежде всего в том, что при биологической форма движения происходит постоянное самообновление химического состава живых тел, благодаря питанию и выделению, благодаря обмену веществ. В организме действие законов механического, квантово-механического, теплового, электрического, химического движения всецело подчинено действию законов органической жизни, и прежде всего обмену веществ.

Общественная форма движения возникла благодаря появлению человека. Качественной специфической особенностью общественной жизни как формы движения материи является процесс материального производства.

– Л. Фейербах в своем сочинении «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842г.) сделал вывод о том, что «пространство и время составляют формы бытия всего сущего».

(Избр. филос. произв. Т.1. М., 1955, с. 122)

– Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» развил и обобщил материалистическую интерпретацию пространства и времени. Он формирует положение: «Основные формы сякого бытия суть пространство и время;…»

(к.м.ф.э. Соч. Т.20, с.51)

Что же выражают категории пространства и времени?

Категория пространства выражает сосуществование и определенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок их расположения относительно друг от друга.

Категория время характеризует последовательность развертывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.

Пространство и время обладают определенными свойствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: