Вопрос № 7. Проблемы познания в античной философии

Вопрос № 6. Проблема бытия в античной философии.

Понятие «бытия» и сейчас является одной из основных философских категорий, но она по-разному понимается в разных философских направлениях. У материалистов бытие имеет объективный характер (т.е бытие – это только материальное бытие: вещи, производственные отношения, носящие объективный характер). А у ряда субъективно-идеалистических концепций - субъективный характер (бытие – поток сознания, переживаний). По Хайдеггеру бытие – поток сознания, переживаний. Т.е. у Маркса и Хайдеггера разный смысл слова «бытие».

В самых первых философских школах, например, в Милеете, бытие сводилось к определенным видам вещества (вода, огонь, земля и т.д.). Постепенно представления об основах бытия приобретают более абстрактный характер. Например, Демокрит с его теорией атомов; Анаксагор и его апейрон.

В период классики – идея бытия как субстанции. Идея – понятие, в котором выражена некоторая сущность. Последняя может обозначаться различными словами – синонимами. Для идеи, понятия субстанции не имеет значение вербальное выражение, т.к. содержание этой идеи семантически константно. Субстанция – бытие вне себя ничем не обусловленное, причина самого себя. Такова идея субстанции, ее автор – Аристотель создал такого рода понятие, видимо, под влиянием идеи полиса, т.к. полис не имеет внешних причин существования и произрастает сам из себя (полис - прообраз идеи субстанции).

В античной философии принято выделять 2 типа бытия:

1.устойчивое, вечное, неизменное

2. изменчивое, зависимое, бренное

Выделяется теория эйдосов Платона. Эйдосы – идеи, их бытие вечно. А изменчиво и конечно бытие вещей.

Характерно соответствие между бытием и мышлением.

Аристотель – античный предшественник европейского материализма, хотя во многом его представления о материи носили менее буквальный характер. У Аристотеля материя – ничто.

В античной гносеологии, как и в онтологии, выделяется 2 вида знаний:

1. знание устойчивое, неизменное, сущностное (эпистема – знание в понятиях, т.е. сущностное).

2. знание случайное, изменчивое, неустойчивое – докса ( мнение толпы). Поэтому считалось, что лучшие правители - философы, а демократия – одна из худших форм правления.

Софисты исследовали субъективную сторону процесса познания (зависимость истины от субъекта). Они подошли к проблеме метода, т.к. исследовали феномен зависимости истины от способа ее получения.

Большое внимание уделялось соотношению знания и нравственности: приоритеты отдавались мудрости, т.е. знанию, освещенному добродетелью. Нравственное качество знания характеризуется как дианойя.

Ксенофан утверждал: «Бытие и мышление едины». Истина рассматривалась античными философами как алетея, т.е. «несокрытость», они считали, что бытие открывается мышлению в познании.

Сократ говорил: «Знание – основа добродетели», т.к. свободным и счастливым может быть лишь тот, кто поступает в соответствии с законами мироздания. А эти законы доступны лишь разуму. Отсюда следует, что для этих философов «жить по природе» = «жить по разуму».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: