География в античное время

Продолжавшееся с 546 г. до н. э. (установление рабовла­дельческого строя в Греции) по 476 г. н. э. (падение Западной Римской империи) античное время[2] является замечательным периодом в истории человечества. В эту эпоху огромных успе­хов достигли искусство и наука, в том числе и география. Огра­ниченные рамки учебного пособия позволяют остановиться только на географическом кругозоре древних греков и древних римлян, а также на географических идеях, оказавших прямое или косвенное воздействие на современную географию.

Вопрос о периодизации античного времени неоднократно обсуждался учеными. Обычно выделяют два основных периода: древнегреческий и древнеримский. Главные этапы в развитии физико-географических идей приведены в табл. 1.

Географический кругозор. И древние греки, и древние рим­ляне жили на берегах Средиземного моря. Это способствовало развитию мореплавания, которое всегда имело большое зна­чение для сбора сведений о разных странах. Торговля и мореплавание — две причины развития страноведения вообще.


Таблица 1. Периодизация развития физико-географических идей в античное время (по А.Б. Дитмару)

Дата Период Историческая эпоха и важнейшие события Этап развития географии Основные вопросы географии
До новой эры 546 г. Период классической Греции Становление рабовладельче­ского строя в Греции 1. Донаучные географиче­ские представления Зачатки географических знаний тесно переплетаются с мифологией
Победа Греции над Персией 2. Первые научные попытки систематизации географиче­ских знаний Физико-географические представления являются частью материалистических космогоний. Умозрительное представление о земле как о диске. Идея ойкумены как обитаемой части Земли. Теория высыхания моря
450 г. Расцвет эллинской рабовла­дельческой демократии 3. Дальнейшее развитие первых физико-географических идей Дальнейшее развитие физико-географических воззрений в составе космогонии Элементы природной зональности. Два умозрительных представления о Земле (диск — шар)
404 г. Кризис финской рабовла­дельческой демократии и уси­ление аристократии. Покоре­ние Греции Македонией 4. Начало дифференциации научных знаний Научное доказательство шарообразной фигуры Земли. Попытка измерения земно­го шара. Выделение тепловых поясов. Идея существования других материков
338 г. Высочайший расцвет внешних связей Греции 5. Дальнейшая дифференциация географических знаний Вопросы физической географии входят в "метеорологию"
323 г. Период эллинизма Ранний эллинизм 6. Зарождение частных гео­графических дисциплин Появление элементов географии расте­ний, геоморфологии и др.
277 г. Расцвет эллинистических го­сударств 7. Зарождение физической географии как особой отрасли научных знаний Использование данных астрономии, ма­тематики и физики. Карта ойкумены с применением сетки. Опыт районирования в физической географии. Идея заполнения внутренних морей отложениями рек. Гипотеза четырех материков
146 г. Покорение Греции Римом. Последние эллинистические го­сударства и Римская респуб­лика. Покорение Египта Римом 8. Развитие основных физи­ко-географических проблем Расширение пространственного горизонта в связи с римскими завоеваниями. Даль­нейшее развитие идеи широтной зональности
Новая эра Период Римской империи Ранняя Римская империя. Начало гражданской войны и восстаний в провинциях 9. Обобщение географических знаний о природе и насе­лении новых стран Развитие учений о процессах, изменяю­щих поверхность Земли
68-69 гг. Эпоха могущества Римской империи и территориальной экспансии 10. Развитие математической географии и картографии и начало упадка естественнонауч­ных знаний География и хорография. Построение картографической сетки с учетом сферич­ности Земли. Расширение пространствен­ного горизонта до 16,5° ю. ш. Теория замк­нутого Индийского океана
193- 194гг. Гражданская война в Риме    
  Эпоха кризиса рабовладель­ческого строя и перехода к феодализму Падение Западной Римской империи 11. Упадок естественнонауч­ных знаний Распространение христианской идеоло­гии Сохранение некоторых античных идеи в компилятивных сочинениях светских пи­сателей
476 г.

Греки в своих плаваниях по Средиземному морю познако­мились с берегами Южной Италии, современной Франции, а житель Массалии (на этом месте ныне стоит Марсель), ученый и мореплаватель Пифей в IV в. до н. э. совершил, пройдя пролив Гибралтар («Столбы Геракла»), далекое морское путешествие к берегам северо-западной Европы, открыл остров, названный им Британией, познакомился с Ирландским морем,. Гебридскими и Оркнейскими островами, а на севере достиг острова, который в будущем получил название Крайнее Туле. Что это за остров — либо Исландия, либо один из Шетландских островов, — пока не ясно. Я. Ф. Антошко и А. И. Соловьев до­пускают также, что он открыл Нидерланды и северо-западное побережье Германии с прилегающими островами до Гельголан­да и устья Эльбы включительно.

Большое значение имели и сухопутные путешествия. Еще в VI в. до н. э. Гекатей Милетский (546–480 гг. до н. э.) в труде «Землеописание» обобщил результаты своих и других экспедиций.

Описания морских путешествий греки называли «перилла­ми», а описания сухопутных маршрутов — «периэгесами». Самые древние периплы были составлены в VI в. до н. э. Так, Эвтимен из Массалии описал свое путешествие за «Столбы Теракла» к берегам Африки, а потом и Западной Европы.

Авторами периэгесов вначале были «логографы», т. е. пи­сатели, которые странствовали по земле и описывали все, что они видели: население, животных, растения, реки и др. Так, Ксанф Лидийский (500 — 440 гг. до н. э.) отмечал, по словам А. Б. Дитмара, все изменения, которые произошли на террито­рии его родины: из дна бывшего моря она превратилась в сушу. Логографы — составители конкретных географических описании — особенное внимание обращали на быт населения.

Почти за 600-летний древнегреческий период представле­ния о Земле менялись: накопление новых данных расширяло географический кругозор. Если в начале своей истории греки, хорошо знали побережья Эгейского, Мраморного и Черного морей, Малой Азии, а также северный берег Африки и Нижний Египет, то впоследствии они поместили на своих картах Гирканское (Каспийское) море, р. Фасис (Риони), Скифию, расположенную к северу от побережья моря Понт (Черного), Кавказ, Ливию (Африку). Путешественники обогатили их знани­ями об отдаленных странах, в частности об Индии, которая была помечена еще на карте Гекатея, который выделял три части света: Европу, Азию, Ливию, причем границу между Европой и Азией проводилпо р. Фасис, а границу между Азией и Ливией — по р. Нил.

Распространению греческой культуры способствовали по­ходы Александра Македонского (IV в. до н._ э.) на Ближний, Средней Восток, в Среднюю Азию и Индию. В походах уча­ствовали ученые, которые собирали сведения о разных землях и коллекции.

Расширению географического кругозора способствовали также греческие колонии, которые возникали на берегах Среди­земного и Черного морей. В частности, такие колонии были в районе Керчи, Феодосии, недалеко от нынешнего города Оча­кова (Ольвия), а также на Кавказском побережье Черного моря (вблиз Тамани).

Древние римляне были очень воинственным народом и свой географический кругозор расширяли в связи с завоеваниями. Они распространили агрессию на Италию, Южную Галлию (Францию), Испанию, Македонию, Карфаген, Египет, т. е. стали фактическими «хозяевами» берегов Средиземного моря. Римляне совершали походы также во внутренние районы Гал­лии, Пиренейского полуострова, в Британию. С начала I в. н. э. они проникли в Германию, Скандинавию и Восточную Европу. У крупнейшего астронома и географа того времени Клавакя Птолемея (II в. д.э.) мы находим сведения о Сарматии (Восточная Европа), реках Ра (Волга) и Танаис (Дон).

Важную роль в географических представлениях римлян играло установление торговых отношений с восточными стра­нами, прежде всего с Индией и Китаем. По словам русского путешественника И. Бичурина, «открытие западного края есть происшествие, не менее важное в истории Китая, чем откры­тие Америки в истории Европы».

Древние римляне по сравнению с древними греками были большими прагматиками: они главным образом собирали все­возможные сведения о странах, греки же были склонны к обобщению материала, умозрительным построениям.

Научно-теоретические воззрения античных ученых. Естест­венная наука в античное время была недифференцированной, поэтому в основном ученые, которых мы будем упоминать, яв­лялись одновременно и философами, и астрономами, и математи­ками, и географами. На развитие географии (термин предло­жен Эратосфеном) оказали влияние учение натурфилософов о происхождении и строении мира, стремление объяснить факты о форме Земли методами математики и астрономии, необхо­димость в систематизации собранных сведений о разных стра­нах, землях, морях и в интерпретации многих фактов. Конечно, древнегреческая наука развивалась не на пустом месте: первые греческие ученые-мыслители опирались на географические све­дения, полученные представителями древних культурных наро­дов, особенно египтянами.

Натурфилософия как естественнонаучная концепция возни­кла в противовесмифологическому представлению об окружающем мире. Правда, древние философы-материалисты сохрани­ли мифологическое представление о Земле как огромном диске, который находится в центре мира. Но миф о всемогущих богах был развеян. Древнегреческая философская школа сформиро­валась в VII в. до н. э. в г. Милете, расположенном на берегу Латмийского залива. Ее родоначальником был Фалес (ок. 624—548 гг. до н. э.), а сама школа вошла в литературу под названием ионийской, или милетской, философской школы. Для ее представителей был характерен поиск некоей субстанции — первоосновы, от которой зависит все разнообразие мира.

У Фалеса такой первоосновой, была вода: ее циркуляция, переход из одного состояния в другое определяют природные особенности Земли. Фалес приблизился к пониманию кругообо­рота воды на Земле. Он считал, что вода, испаряясь, питает небесные светила, потом в виде дождя возвращается на Землю и в форме речных отложений впитывается в нее, затем снова в виде росы появляется на поверхности, а испаряясь, превращается в воздух и т. д. Землетрясения он объяснял тем, что v плавающая в океане Земля колеблется на волнах. Фалес не обожествлял небесные светила и считал, что и Солнце, и Луна имеют «землистый» состав.

Ученик Фалеса Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.), видимо, превзошел своего учителя. Ему принадлежат сочинения «О при­роде», «Сфера», «О неподвижных звездах», «Карта Земли». В качестве первоосновы всего на Земле Анаксимандр считал «апейрон» — неопределенное и беспредельное материальное вещество, обладающее неисчерпаемой творческой силой. Он выдвинул идею о Вселенной как о скоплении миров, одним из которых является Земля вместе с окружающими ее «небесными огнями» (светилами). Земля представлялась Анаксимандру в форме отрезка колонны, т. е. так же как и Фалесу, в виде кругообразного тела. Он создал первую в античном мире карту, выдвинул теорию о происхождении органического мира, по ко­торой, в частности, люди произошли от рыб, и высказал еще ряд мыслей. Некоторые представления Анаксимандра кажутся на­ивными, но, судя по литературным данным, в своем стремлении объяснить наблюдаемые явления (а выделить их — это тоже заслуга) он пошел дальше своих предшественников.

Учеником Анаксимандра был Анаксимен (ок. 582—525 гг. до н. э.), который считал первоосновой всего «аэр» (воздух). Земля и все небесные тела, согласно его представлениям, име­ют форму диска и образовались вследствие сгущения воздуха. Различные состояния воздуха определяют погоду (а не поло­жение звезд, как считали в то время). Ветры — это продукт сгущающегося воздуха, как и облака, и дождь, а при разре­жении воздух становится огнем и т. д.

Фалес — Анаксимандр — Анаксимен образуют одну из первых научных школ, которая много сделала для материалистического понимания мира.

Чрезвычайно важное значение для науки имело представление нас о шарообразности Земли. Многие ученые считают, что впервые эта идея была высказана Парменидом (515—445гг. до н. э.), хотя существуют и другие мнения — ее автором называют Пифагора (ок. 570—500 гг. до н. э.). Представление о шарообразности Земли вытекало не из точных расчетов, а из метафизической философии: Парменид считал, что шар является идеальным выражением бытия. Позднее Аристотель (384-322 гг. до н.э.) привел доказательства шароооразности Земли (круглая тень на Луне во время ее затмения, расширение горизонта при поднятии в гору и др.), а Эратосфен (ок. 276—194 гг. до н. э.) определил ее размеры. Полученные им данные о длине земной окружности расходятся с результатами современных измерений на 310 км.

Идея шарообразности Земли, даже не подтвержденная вначале фактами, сыграла огромную роль в географии, так как был поставлен вопрос ораспределении тепла на Земле. По мнению А. Б. Дитмара, Евдокс (ок. 408—335 гг. до н. э.) пер­вым обозначил тропики и арктический круг, выделил тепловые пояса и вычислил размеры Земли. Аристотель вслед за Евдоксом спроектировал на поверхность Земли арктический (поляр­ный) круг, северный тропик, а между ними расположил умерен­ный обитаемый пояс, где находится ойкумена. Представление об обитаемой части — ойкумене — возникло раньше и принад­лежало Гекатею из Милета. Однако впоследствии Пифей, благополучно закончив плавание в северные страны, опрокинул мнение о необитаемости Земли к северу от арктического круга.

Возвращаясь к Аристотелю, следует подчеркнуть, что этого ученого рассматривают в качестве основоположника аналити­ческих направлений физической географии. В своей «Метеорологике» он выделяет как единое целое атмосферу, включая в нее не только воздушную, но и водную оболочку. В пределах этой комплексной сферы происходит круговорот воды. Таким образом, на Аристотеле заканчивается период нерасчлененной натурфилософии. Некоторые советские ученые, например, Ю. Г. Саушкин, рассматривают Аристотеля в качестве родоначальника типологии, метеорологии, океанологии.

Эратосфена справедливо называют отцом географии и не только потому, что он предложил термин «география», но главным образом в связи с тем, что он составил сравнительно точную карту Земли, нанеся на нее параллели и меридианы, выделил «климаты», т. е. широтные полосы с разной продолжительностью дня, попытался разделить Землю на физикогеографические области — сфагриды.

Идею широтной зональности в дальнейшем развивал, Посидоний (135—51 гг. до н.э.), причем пояса выделялись им не только по различию в освещенности, что было типичным для того времени, но и с учетом других особенностей. Например, севернее тропика он располагал «пояс сухих песчаных пустынь», здесь Солнце около месяца стоит над головой, нет рек, население жи­вет в «оазисах» и т. д. В качестве наиболее благоприятного для жизни населения им рассматривался «средний пояс», охваты­вавший Средиземноморье. На севере этот пояс граничил с «холодным обитаемым поясом», который характеризовался особенно суровыми условиями, так как омывался Северным океаном. Это большой по площади пояс — на юге в него входила Скифия. Всего Посидоний выделял 13 поясов, т. е. столько же, сколько разграничивают и сейчас. Но, конечно, рассматриать пояса Посидония и пояса, вычленяемые современными учеными, как идентичные нельзя. Ведь само представление о распределении суши и моря оставалось в античное время фантастическим: Посидоний и Кратес выделяли четыре участка суши, расположенных напротив друг друга и разделяемых океаном.

Эволюция представлений древнегреческих географов о ши­ротной природной зональности показана на рис. 3.

Античные ученые стремились как можно более дифференцированно описывать территорию Земли. Они выделяли страны и крупные этнические области. 3ачатки физико-географического районирования, которые мы находим в трудах Эратосфена, базировались на представлениях Дикеарха, разделившего ойкумену на северную и южную половины и раз­граничившего как сфагриды. Индию, Ареанию (Иранское на­горье), а также территорию, занятую Месопотамией и Сирийской пустыней.

В целом в трудах античных ученых нашли отражение два основных свойства географической оболочки: континуальность н дискретность. Так, Эратосфен подчеркивал единство Мирового океана. Воздушная оболочка тоже рассматривалась древними греками как единое образование. Да и сама логика мысли античных ученых была направлена прежде всего на отыскание свойств, характерных для Земли в целом. С другой стороны, разделение поверхности на области служит проявлением дискретности. Наиболее гармоничным представляется нам творчество Эратосфена, и заслуги его перед географией весьма велики. И хотя его труд «Географические записки» до нас не дошел, но благодаря Страбону, изложившему взгляды Эратосфена, мы имеем возможность отдать должное работам этого выдающегося ученого.

Стремление объяснить научные факты привело античных ученых к развитию исторического или, точнее, историко-генетического метода. Ведь их интересовали и происхождение дельты Нила, и генезис землетрясений, и образование Средизем­ного, Черного, Каспийского морей, и многие другие вопросы. В этой связи среди ряда учёных можно выделить Страбона (64 —23 гг. до н. э.). Вслед за Анаксимандром, Демокритом, Аристотелем и Эратосфеном он считал, что поверхность Земли все время изменяется. «Удивительно, — писал Страбон. — что некоторые части земли, теперь населенные, прежде были покрыты морем, а наши моря были обитаемыми землями. Подоб­но этому одни источники, реки и озера иссякли, другие откры­лись, горы заменились долинами, и наоборот»[3]. Страбон в своих основных работах — «Географии» (17 томов) и «Истории» (43 книги) — высказал и немало других современных мыслей. Так, он считал, что перераспределение суши и (моря является результатом периодических поднятий и опусканий морского дна, а Сицилия — это обломок Италии. От Страбона идет начало и геоморфологии, и палеогеографии.

Таким образом, истоки многих общеземлеведческих идей мы находим в науке античного времени. Но античные ученые были не только землеведами. Важную роль они сыграли и в развитии страноведения. Их знания о других землях и странах предшествовали (особенно на первых порах) открытию общих закономерностей. Можно сказать, что в Греции родилось стра­новедение, понимаемое как географическое описание, хотя научная сторона описаний соответствовала уровню развития античной науки.

Одним из первых страноведов можно, считать Геродота (ок. 484–428 гг. до н.э.). Он много путешествовал, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет, Финикию, Сицилию, объехал побережье Черного моря вплоть до г. Ольвии. Кроме собствен­ных Геродоту удалось собрать и систематизировать много других сведений об Индии, Сахаре, Атласе и т. д. В своем десятитомном труде «История» он описал природу, население, обычаи, религию многих стран. Геродот приводит сведения о Черном море, реках Днепр, Днестр, Дон, о скифах, населявших в то время причерноморские степи.

В заключение отметим целостность античного времени, со­ставившего яркий период в развитии науки вообще и географии в частности. Если начало этого периода можно' считать про­должением предыдущей эпохи древних культурных народов, то завершение его, связанное с падением Западной Римской империи, ознаменовало собой конец античной науки. Она была забыта в средние века, и вспомнили о ней лишь в эпоху Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: