Особенности античной философии

Философия в Древнем Риме

Философия Древнего Рима (III век до нашей эры) развивалась под сильным влиянием греческой культуры и была представлена в основном тремя течениями позднего этапа развития греческой философии (эллинистического периода): эпикурейство, скептицизм, стоицизм. Знаменитые римские стоики - Сенека и Марк Аврелий.

Эпикурейство было представлено в основном творчеством философа и поэта Тита Лукреция Карра - «Поэма о природе вещей». Он был последовательным сторонником атомистической теории Демокрита и Эпикура. Философия Лукреция как и все эпикурейство ориентировалось на объяснение мира с позиции здравого смысла и естествознания, что помогало в преодолении предрассудков и заблуждений, касающихся вопроса о строении Мира..

Римский скептицизм был представлен самым знаменитым философом, врагом по профессии, Секст Эмпириком. Он внес большой вклад в изучении истории скептицизма и его систематизации, его работы: («Против ученых», «Пирроновы основоположения»). Как и в Греции римский скептицизм выражал кризис общества и представлял собой критику знания.

Наиболее яркой и знаменитой личностью Древнего Рима был Марк Тулий Цицерон -выдающийся политический деятель, оратор, философ. В своем творчестве он обращался прежде всего к общественной проблематике. По убеждению Цицерона, главной задачей философии - возделывание души человека, обучение его искусству правильной жизни и формированию качеств гражданина. Древнеримское общество имело богатую по тем временам науку и культуру.

Всемирную известность обрели поэты Вергилий, Гораций и Овидий. В Риме были воздвигнуты грандиозные архитектурные комплексы Колизей, Пантеон.

Известные историки Древнего Рима: Иосиф Флавий, Плиний Младший и Тацит. В первой половине второго века до нашей эры в Риме жил выдающийся астроном, математик и философ Клавдий Птолемей. Известный римский врач Гален, которого называли «римский Гиппократ», знаменит тем, что создал учение о движении крови в человеческом организме.

Философия Древнего Рима завершает собой развитие философской мысли античного периода. В ее недрах сформировались идейные предпосылки для возникновения раннего христианства, как новой религии, создающей новую картину окружающего мира

1.Прежде всего, античная философия космологична. Космос выступает ее абсолютом. Пифагор впервые назвал вселенную словом «Космос». Космос по-гречески это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу, упорядочностью гармонией и красотой.

2. Философия античности смело можно назвать космоцентричной, т.к. Космос по представлению греков является прекрасно устроенным, гармоничным и совершенным целым. Космологизм в греческой философии предполагает и антропоцентризм, так как характерной чертой античной философии является вера в безграничные возможности и творческие способности человека, осознание ценности и красоты человеческой личности. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты - с человеческим телом.

Антропоцентризм античной культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что, идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телесной красотой, считая тело человека наиболее совершенной формой. Следует подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели только соответствие с человеческим телом. Античный грек стремился походить на титанического человека, героя, что возвышало человека и приобщало его к высокой духовной культуре.

Отсюда и идеал совершенного, гармоничного человека, соединяющего в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, что достигалось единством развития физического, умственного и духовного. Но необходимо отметить, что однако человек в качестве отдельной проблемы не попадает в центр интересов) философии, так как человек рассматривается лишь как органическая часть Космоса. Для соотношения человека и Космоса вырабатываются категории микрокосм и макрокосм, подчеркивающие, что человек не только часть космоса, но как бы его уменьшенная модель. Отсюда вытекает третья особенность античной философии.

3. Основными проблемами философии является онтологические проблемы (онтос-сущее, бытие), т.е. проблемы бытия, в то время как проблемы антропологические, (те. проблемы человеческого существования), проблемы гносеологические, (т.е. проблемы познания) только намечаются и не выходят на передний план. Общество так же не является центральной проблемой, а рассматривается как часть общего мирового порядка, поэтому греческие философы строили умозрительные, наиболее гармоничные, т.е. соответствующие этому порядку модели общественного устройства.

4. Четвертая особенность - это поиск первоосновы мира, поэтому одной из важных проблем является категория субстанции, выражающая первооснову бытия. В начале субстанция понималась как телесная вещественная первооснова (Милетская школа). Затем представление о субстанции видоизменилось в сторону большой абстрактности - атомистическая теория Демокрита, где атомы Демокрита рассматриваются уже как чувственно не воспринимаемые структурные единицы бытия.

5. Пятая особенность состоит в том, что античная культура - это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал Космос, воспринимая его таким как он есть, но восприняв его, греки должны были доказать, просчитать и вычислить все, что в начале утверждалось умозрительно и принималось на веру. Отсюда и наличие канона, т.е. совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Греческий скульптор Поликлет создал труд «Канон». А так же особо высокая ценность роли математики в познании. Во многих философских системах математические знаки считались тем языком, которым написана Вселенная, и который должен прочитать философов. Таким образом, греки приближали математику к формам бытия.

6.Греческая философия не может быть понята без эстетики, т.е. теории красоты и гармонии. Уже в самом общем подходе к миру, природе и Космосу античный грек утверждал эстетические категории - это красота, мера, гармония. Прекрасное считалось атрибутом мирового устройства Красота и порядок взаимосвязаны. Они пришли на смену хаосу и противоположны ему. Космос же наделенный гармонией, может быть уподоблен и музыкальной гармонии.

7. Следующая особенность - античный пантеизм, в котором Космос мыслился как абсолютное божество, в котором только античным богам доступны законы природы. С другой стороны, Космос- это дом в котором живет человек, а античные боги предельно антроморфны и вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию людей-героев.

8. Восьмая особенность - политеизм (многобожие). По представлению античности все создано богами, но сами боги - это обобщение материальных стихий. В античности не боги создают мир, а мир создает богов. Поскольку, земля (Гея) породила все, в том числе людей и богов. Но во многих философских системах появляются уже элементы атеистических воззрений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: