Вопрос №19. Средневековый номинализм и реализм (спор об универсалиях)

Вопрос №18. Теодицея Августина Блаженного.

Вопрос № 16. Аристотель. Основные идеи.

Аристотель критиковал Платона за теорию эйдосов, доказывая, что сущность (эйдос) не может существовать отдельно от вещей. С т.з. Аристотеля, каждая вещь является результатом соединения аморфной материи (гиле) и бесплотной формы (эйдоса). У Аристотеля нет слов «материя» и «форма» - это латинские слова. Материя у Аристотеля – «гиле» (дерево для обработки), а форма – «эйдос».

Форма задает вещи сущность, т.е. «чтойность». Чтойность (сущность) – основа всех свойств вещи. По Аристотелю, если материя не имеет формы – она ничто.

У Аристотеля сформулирована идея «субстанции» - бытие ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. По Аристотелю «понятие» - это другая форма бытия. Каждая вещь существует в 2 ипостасях: в предметной и понятийной.

Сущность - основа всех свойств вещи, выраженная в понятии.

Понятие – идеальное выражение сущности, т.е. идея.

Синонимичный ряд: сущность = субстанция = эйдос = форма = понятие = чтойность.

По Аристотелю, у каждого явления – своя причина. Отсюда – учение о 4 причинах: каждая вещь имеет причины (на примере дома):

1. материя – дерево

2. форма – замысел

3. движение – работа

4. цель – необходимость в жилье

Метод – универсальная мыслительная форма.

Вопрос №17. Теодицея (оправдание Бога)

Согласно Эпикуру, если Бог это такое сущее, которое обладает 3 атрибутами (он всеблаг, всеведущ, всесилен), то отсутствие 1 из этих качеств не позволяет утверждать бытие Бога. Далее Эпикур говорит, раз в мире есть зло, значит отсутствует 1 из качеств: или Бог не знает о зле (тогда он не всеведущ), или он знает, но не может предотвратить (тогда он не всемогущ), а если знает, может искоренить зло, но не делает этого – значит не всеблаг.

Мир создан Богом и в нем есть зло, т.е. несовершенство. Причиной этого несовершенства может быть (по Платону) отягощенность мира.

Мир, созданный Богом, не может быть совершенным по условиям творения: если бы мир был бы так же совершенен как и Бог, то это был бы 2 Бог (Бог – абсолют). Все в мире, созданном Богом, благо, а то, что мы называем злом – недостаток этого блага, проистекающий из несовершенства мира по условиям творения. Зло не имеет своей самостоятельной причины.

Августин Аврелий отмечает, что добро и зло взаимосвязаны и познаются в сравнении. Нет добра, если нет зла.

Бон Авентура: в мире не м.б. добра, если нет зла. Отсюда вопрос – надо ли наказывать преступников? И ответ: да, надо наказывать совершивших зло и поощрять совершивших добро (конвенционализм). Критерии добра и зла условны. Нет четкой демаркационной линии между ними.

Универсалии – общее понятие.

Спор теологов об универсалиях: что является первичным в вере – вера в Бога вообще или вера в 3 его ипостаси:

1. Бог – отец

2. Бог – сын

3. Бог – святой дух

Те теологи, которые считали Бог – это только имя (номина), а подлинно реальными являются 3 его ипостаси назывались «номиналистами». В споре об универсалиях номиналисты утверждали, что универсалии – это только имена вещей (номины), а вещи первичны сами по себе. Номиналисты являются предшественниками современного материализма. Те теологи, которые считали, что универсалии являются подлинной первичной реальностью назывались реалистами. Таким образом, номиналисты – последователи Аристотеля, а реалисты – Платона.

Вопрос № 20. Философия Б. Спинозы (1632-1677)

Проблема субстанций. Субстанция то бытие ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. Наряду с субстанцией Спиноза выделял модусы – конечные вещи, субъекты. Их он относил к бытию конечному, изменчивому, зависимому.

Таким образом, Спиноза продолжает в онтологии античную традицию, выделяя 2 вида бытия (см. выше).

По мнению Спинозы – природа – это субстанция. С этой т.з. Спиноза отвергает догмат сотворения природы Богом. Философская система Спинозы – пантеизм (Бог везде, во всем, он присутствует внутри самой природы, является ее разумным началом, т.е. Бог = природе). Бог (природа) не может иметь границ. Она может быть только одна и не имеет границ. Природа – это котел, она не изменяется вся в целом, а изменяется только внутри и ни с чем не взаимодействует. По Бруно же: «Природа – это Бог в вещах».

Спиноза всю жизнь решал вопрос: «Что есть природа?». В работе «Этика», опубликованной после его смерти, в нескольких схолиях Спиноза определяет: «Воля, которую мы называем свободной, основана на разуме». Во многих комментаторских работах утверждается, что Спиноза определяет свободную волю в сократовской традиции (т.е. основанной на разуме). Именно эта формула послужила основанием в европейской философии права для формулировки идеи правового идеала у Канта и Гегеля. По Канту: «Свободным является только основанный на разуме поступок». По Гегелю: «Освобождение через подчинение обязанности, т.е. закону».

Известна энгельсовская версия спинозовского понимания свободы: «Свобода - познанная необходимость».

Круг в целом – это субстанция, черная точка в выделенном секторе – субъект. Субъект свободен настолько, насколько его свободная воля не противоречит субстанциональной необходимости (закономерности). Спиноза в своих политических трактатах уподоблял государство субстанции, а гражданина – модусу.

У государства есть законы, а гражданин свободен настолько, насколько он не нарушает законы.

Спиноза жил в еврейской общине в Амстердаме. В 17 лет его предали анафеме из-за вольнодумства. Умер от простуды. Зарабатывал на жизнь шлифовкой линз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: