Вопрос №29. Понятие «мировоззрение».
Вопрос №28. Проблема свободы воли.
Гегель определял свободу как высшую способность желания: разум берет мир таким, какой он есть, а воля - таким, каким он должен быть с т.з. данного субъекта. но не надо думать, что разум у человека в 1 кармане, а воля в другом: воля разумна, а разум волит. Основное содержание воли – постановка целей, а главное условие существования воли – неполная реализация этих целей. Потому что воля – стержень субъектности. Воля предполагает особый тип отношения к миру: с надеждой, претензией, ожиданием. Полностью реализованная воля - «чистая неопределенность я» (т.е. исчезает стержень субъективности, а значит и сама субъективность).
Современник Гегеля Гете в художественной форме выразил аналогичные идеи: Фауст отвергает предложение Мефистофеля, достаточно выгодное с обыденной т.з.: дьявол предложил Фаусту вечную молодость и богатство в обмен на его душу.
Философский смысл «Фауста» состоит в том, что:
1. Дьявол охотится за человеческими душами, п.ч. он сам все может, но ничего не хочет. Человеческие души ему нужны, чтобы приобрести их потенциал желаний.
|
|
2. Фауст расторгает договор, п.ч. понимает, что будет иметь все, но не будет ничего хотеть (лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой).
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл жизни, смысл истории, основания и границы человеческого познания.
Мировоззрение носит деятельностный характер, п.ч. находит свое отражение в человеческих поступках, лежит в основе человеческих мотиваций, оценок (поступков других людей, различных событий). Мировоззрение носит ценностный характер, оно «отцентрировано» на личность.
Мировоззрение – картина мира, которая имеет центр.
Центр – Сам носитель мировоззрения. Мировоззрение м.б. типологизировано по различным эпохам (историческим, культурным), по сословным признакам, по профессиональным сообществам, по признаку преобладающих в нем мифологических, религиозных комплнентов.
Мировоззрение не включает в себя какие – либо части знания или сведения. Оно носит обобщенный характер. Если даже в нем присутствуют некоторые частности, то лишь в той мере, в какой они имеют символическое, ритуальное или иное значение.
1. теоретический – высший, состоит из научно обоснованных знаний, представлений.
2. сакральный (святой, священный) – средний, состоит из идеалов и ценностей – как религиозных, так и светских.
3. обыденный – низший, состоит из практических, повседневных представлений (как общаться, одеваться и т.д.).
|
|
В современной литературе некоторые авторы, в частности С.С. Алексеев, выделяют юридическое мировоззрение – картина мира, которая присуща какому-то индивиду (профессионалу или образованному человеку).
В юридическом мировоззрении конкретного человека безусловно присутствуют все 3 уровня: теоретический – уровень подсознания; сакральный – уровень правосознания(сфера правовых идеалов и ценностей); обыденный – уровень правосознания (правовые обычаи).
Мировоззрение не имеет автора, оно складывается стихийно и есть у каждого человека.
Философия – это теоретическая рефлексия над мировоззрением. Философия – это мировоззренческая область человеческих знаний (давно идет дискуссия: является ли философия наукой?).