В основе научной работы понятие системы, под которой понимают множество объектов (компонентов), обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями. На базе понятия системного анализа проводится учет связей, используются количественные сравнения всех альтернатив для того, чтобы сознательно выбрать наилучшее решение, оцениваемое каким-либо критерием (например, эффективность, надежность).
Системный анализ задачи научного исследования складывается из четырех этапов:
1. постановка задачи – определяют объект, цели и задачи исследований, критерий для изучения и управления объектом;
2. определение границ изучаемой системы и ее структуры, при этом объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. Различают замкнутые и открытые системы. Для замкнутых систем влиянием внешней среды пренебрегают. Для открытых - выделяют отдельные элементы системы (составные части) и устанавливают взаимодействие либо только между ними, либо между ними и внешней средой (то есть формируют гипотезу). (Например, безотходная технология – замкнутая система);
3. составление математической модели исследуемой системы. Производят параметризацию системы, описывают выделенные элементы системы и их взаимодействие. Аналого-аналитические методы (изучение непрерывно меняющихся параметров) используются для описания лишь небольших систем. В других случаях используются дискретные параметры (баллы), например, твердость металлов по шкале Мооса, сейсмичность по шкале Рихтера и др. (Привлекается математический аппарат теории множеств, математической логики, также вероятностные методы и др.). В результате третьего этапа формируют законченные математические модели системы, описанные формальным, например, алгоритмическим языком;
4. анализ полученной математической модели, определение ее экстремальных условий с целью оптимизации и формулирования выводов.
Таким образом, последовательность действий при теоретических исследованиях следующая:
- анализ физической (социальной, экономической и др.) сущности процессов, явлений;
- формулирование гипотезы исследования;
- построение (разработка) физической модели;
- проведение математического исследования (необходимо к нему стремиться, но можно формулировать гипотезу в словесной, графической формах);
- анализ теоретических решений;
- формулирование выводов.
Последовательность действий при экспериментальных (эмпирических) исследованиях:
- выдвижение (получение) рабочей гипотезы;
- разработка методики эксперимента (наблюдения);
- подбор материалов, приборов, установок;
- обработка результатов измерений;
- проверка соответствия полученных данных рабочей гипотезе.