Вопрос №51. Философское обоснование материалистической концепции развития общества. Учение о коммунизме

Маркс предложил периодизацию исторического процесса по формациям. Главный критерий различения общественно-экономических формаций – способ производства. Причина смены ОЭФ заключается в следующем: способ производства внутренне диалектичен, поэтому основное противоречие исторического процесса – это противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которые и составляют внутреннее диалектическое содержание способа производства.

Производительные силы делятся на человеческий (люди) и вещный (средства производства) компоненты. Смена ОЭФ происходит в результате изменения базисных отношений.

По Марксу, производство обладает двойственным характером: производя средства существования, человек производит отношения по поводу этого производства. Человек отличается от животного тем, что производит средства и продукты своего существования.

На основе способностей мыслить, любить, быть религиозным, а также производить средства и продукты своего существования, Энгельс создал теорию трудового происхождения человека. Таким образом, в классическом марксизме труд лежит в основе происхождения человека и общества. Общественное производство лежит в основе исторического процесса. Человек труда (пролетарий) должен в будущем изменить мир к лучшему.

Маркс не признавал уравнительных (эгалитаристских) идей. Равное право на собственность вовсе не означает права на равную собственность. Историческое чередование ОЭФ носит закономерный характер, поэтому наиболее совершенная коммунистическая ОЭФ может быть только результатом предшествующего полноценного капитализма. поэтому марксистская теория является основанием для критики ленинизма и русской революции. Коммунистическое учение Маркса не имеет никакого отношения к пошлому эгалитаризму (хотя есть и такое мнение). Идею коммунизма Маркс обосновывал на понятии отчуждения:

1. буржуазная цепочка отчуждения состоит в том, что:

а – орудия труда не принадлежат производителю, он отчужден от них, от продуктов труда и от процесса труда, а значит, человек отчужден от своей сущности. Он чувствует себя человеком, когда выполняет животные функции, но скотиной, когда работает.

б - товар, капитал превращается в фетиш, который господствует над человеком, его создавшим.в эту цепь отчуждения включен не только эксплуатируемый, но и сам капиталист. Идея о товарном фетишизме получила в 20 веке огромное развитие.

По Марксу, коммунизм – это тоже капитализм, где капитал – сам человек; вещественная форма богатства перестает доминировать, а ее главной формой становится родовых, сущностных сил человека. Основная мера общественного богатства – не рабочее, а свободное время, как пространство развития человеческих сил и способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: