Лекция 1. Основные понятия и категории морфологии

Таблица 1.5

Таблица 1.4

Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая парадигма Новая парадигма
1. Предприятие — это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны 1. Предприятие — это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной
4. Главный источник прибавочной стоимости — производственный рабочий и производительность его труда 4. Главный источник прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства

Последнее положение новой парадигмы вызывает дискуссии среди ученых, выдвигающих три разных подхода к теории социальной ответственности бизнеса.

1. В соответствии с теорией М. Фридмена «дело бизнеса — бизнес», поэтому бизнес должен увеличивать доходы акционеров. Если бизнес занимается социальными проблемами, то принимает плохие решения и этим способствует не богатству, а бедности общества.

2. Главную ответственность компании несут перед заинтересованными группами и в первую очередь перед работающими. Экономически эта позиция обоснована тем, что все большая часть богатства компаний создается за счет интеллекта персонала. Поэтому надо запретить акционерам продавать организацию без согласия работающих, а последних заинтересовывать в делах компании, предлагая пожизненную работу.

3. В эту группу входит большинство деловых людей, занимающих промежуточную позицию. По их мнению, и первый и второй подходы имеют серьезные недостатки. Так, проведение политики заинтересованных групп в Германии и Японии привело к росту расходов и к сокращению найма молодых талантов. Кроме того, невозможно обеспечить работающим пожизненный наем в условиях сокращения длительности жизненного цикла компании, которая уже сейчас меньше продолжительности активной жизни людей. Не принесла плодов и политика ориентации работы исключительно на рост дивидендов для акционеров. Поэтому предлагается некая срединная линия поведения, учитывающая, что успехи компаний зависят также от связи с работающими и клиентами. Менеджеры должны заботиться о своей репутации социальных защитников в той же мере, как и о рынке своей продукции. Компании не должны обеспечивать своим работникам пожизненный наем, но имеют перед ними обязательства по обучению, которое повышает шансы найти работу на новом месте в случае увольнения.

Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90-е годы принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Отсюда — внимание к организационной культуре, демократизации управления, честности и доверию к людям, коммуникациям, стилю руководства (табл. 1.5).

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд старых положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Решаются проблемы обогащения содержания и ротации работ, сочетания физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения бригадной организации работ, в которой стимулируются как общие результаты, так и индивидуальные, учитывающие мастерство и ответственность. Сокращается глубина разделения работ между членами бригады, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой бригады (как части общей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Новые принципы управления (90-е годы)

Содержание принципов
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.   Лояльность к работающим Ответственность — обязательное условие успешного управления Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих Долевое участие каждого работающего в общих результатах Своевременная реакция на изменения во внешней среде Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы Непосредственное участие менеджеров в групповой работе — условие достижения согласованности и целостности Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями Этика бизнеса Устное отношение и доверие людям Использование в работе фундаментальных основ менеджмента Четкое представление о месте и роли организации в будущем Качество личной работы и постоянное самосовершенствование

Общемировая тенденция к развитию рыночно-предпринимательской экономики вызвала к концу XX в. волну экономических реформ в ряде стран. Они направлены на создание условий, стимулирующих нововведения и предпринимательство, и носят глобальный характер, затрагивая не только процессы внутри государств, но и межстрановые экономические отношения.

При этом в каждой стране решаются свои специфические задачи и используются соответствующие им методы, что объясняет многообразие способов и приемов построения экономик нового типа. В то же время их объединяет общность целевых установок на усиление рыночных механизмов, что позволяет выделить наиболее типичные методы проведения реформ.

Например, при решении такой крупной цели реформирований как улучшение положения дел в общественном секторе идут путями: рационализации механизмов правительственных затрат и государственных инвестиций; налаживания работы налоговой службы; консолидации и упрощения правительственных структур; ликвидации ненужных государственных предприятий или перевода их на коммерческие принципы работы; сокращения занятости в общественном секторе; ограничения субсидий.

Другая важная цель — развитие частного сектора достигается посредством: ликвидации государственных монополий; ослабления барьеров для создаваемых и развивающихся фирм, особенно в сфере услуг; дерегулирования цен; приватизации государственных предприятий; сближения уровней внутренних и мировых цен.

Для уменьшения утечки капитала и привлечения инвестиций чаще всего используются такие методы, как сокращение инфляции, снижение текущего дефицита и установление реалистического обменного курса национальной валюты.

Смена парадигмы управления в Российской Федерации

Концепция управления, определявшая развитие теории и практики управления социалистическим производством в течение семи десятков лет, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики было всестороннее развитие личности. Экономическим фундаментом справедливого распределения по результатам труда выступала общественная собственность на средства производства. План становился главным регулятором производства.

Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социализма привела к созданию политизированной экономической теории, обосновывавшей необходимость концентрации производства, его монополизации на государственных предприятиях, закрытость народнохозяйственного комплекса страны.

В соответствии с этим управленческая наука концентрировала внимание на необходимости централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, приоритета народнохозяйственных интересов, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории страны. Это неизбежно приводило к бюрократизации и усиливало командно-административный характер системы управления, в конечном же счете снижало эффективность развития.

Крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа означает в то же время необходимость разработки новой парадигмы управления (табл. 1.6).

Та6лица 1.6

Старая и новая парадигмы управления (Российская Федерация)

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период) Новая (на период перехода на рыночные основы хозяйствования)
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом 2. Моноцентрическая система хозяйствования 3. Прямое государственное управление производственно-хозяйственной деятельности предприятий 4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними 1. Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования 3. Управление деятельностью предприятий государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов 4. Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых, социально ориентированных систем

Рассмотрим кратко основные положения новой парадигмы управления, разработанной для условий Российской Федерации.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку — это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных целевых программ и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была повсеместно признана после разрушительного кризиса конца 20-х годов.

Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.п.

На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования. Здесь в первую очередь имеются в виду: экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Именно таким путем государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций. Роль государственных органов должна меняться на протяжении всего переходного периода от значительной в начале до минимальной в конце. Различны будут и формы государственного воздействия: в них будет увеличиваться доля таких «мягких» инструментов регулирования, как налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика.

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить повышение роли самоуправления на всех уровнях. Центры хозяйствования все больше перемещаются в регионы, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти.

С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой — существенно повышает роль координации общих усилий на уровне управления народным хозяйством в целом. Только так обеспечивается управляемость экономики страны в целом.

Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства, приватизации и акционирования. Однако н

а его долю приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, что повышает значение эффективного хозяйствования. Оно достигается на базе комбинирования рыночных и административных методов.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает решительный поворот к рынку и потребителю.

Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций — далеко не полный перечень задач, которые раньше решали министерства и ведомства, а теперь стоят в ряду важнейших перед менеджментом предприятия. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией они несут и огромную социальную ответственность перед обществом (удовлетворение его потребностей в товарах и услугах), регионами (экологическая безопасность, создание рабочих мест и т. п.) и трудовыми коллективами. Поэтому в научных разработках современного менеджмента усиливается внимание к таким проблемам, как соотношение коллективных и индивидуальных интересов, участие работающих в процессе принятия решений, усиление роли бригадной организации работ и организационной культуры в управлении.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Дайте обобщенное определение понятий «управление» и «менеджмент», выделите главные их характеристики.

2. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления?

3. Что общего между управлением и искусством?

4. На чем основывается утверждение о том, что управление является наукой?

5. Что составляет фундаментальную основу науки управления?

6. Меняется ли содержание принципов управления в разные периоды общественно-экономического развития и почему?

7. Какие принципиально важные положения научных школ используются в современном менеджменте?

8. Что представляют собой функции управления и чем определяется их состав?

9. Выделите главные характеристики процессного подхода к управлению.

10. Почему управление ассоциируется с людьми, профессионально осуществляющими эту функцию?

11. Какое значение имеет формулирование парадигмы управления для разработки стратегии развития организации?

12. Дайте обобщенную характеристику парадигмы управления организациями в период индустриального развития.

13. Чем вызвана необходимость формирования новой системы взглядов на управление при переходе к постиндустриальной (информационной) стадии общественного развития?

14. Проведите системный анализ основных положений новой парадигмы, сформулированной зарубежными учеными и специалистами по управлению.

15. Проанализируйте основные положения старой и новой парадигм управления организациями в Российской Федерации.

16. В чем вы видите главные отличия и сходство между современной системой взглядов на управление за рубежом и в нашей стране?

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: