В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1. Настоящий порядок разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и определяет порядок применения таможенными органами Российской Федерации технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК) при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств.
2. Применение ТСТК осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков административных правонарушений в области таможенного дела.
3. К применению при проведении таможенного контроля допускаются ТСТК, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, в том числе и эксплуатационной документацией, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. При применении ТСТК должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации по охране и безопасности труда.
5. Безопасность ТСТК должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическими заключениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. ТСТК применяются в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов, а также в зонах таможенного контроля, создаваемых в соответствии с требованиями статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), и в иных местах, нахождение в которых должностных лиц таможенных органов связано с исполнением ими служебных обязанностей.
7. Применение ТСТК осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией.
8. ТСТК могут использоваться в случае применения следующих форм таможенного контроля, приведенных в статье 110 Таможенного кодекса Таможенного союза:
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр;
- таможенный досмотр;
- проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- таможенный осмотр помещений и территорий;
- таможенная проверка.
9. ТСТК могут использоваться при таможенном контроле:
- любых товаров (в соответствии с техническими характеристиками ТСТК), перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемого багажа пассажиров, среднегабаритных грузовых (товарных) упаковок, крупногабаритных грузовых упаковок;
- всех видов транспортных средств;
- международных почтовых отправлений;
- таможенных документов на товары и транспортные средства;
- средств идентификации (специальных марок, идентификационных знаков), наложенных на документы, товары и транспортные средства и иные места.
Технические средства поиска тайников и конкретных видов предметов ТПН
1. Технические средства поиска тайников и сокрытых вложений
· Технические средства обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля
· Технические средства локации тайников и сокрытых вложений
· Специальные меточные средства
2. Технические средства поиска конкретных видов предметов ТПН
· Технические средства поиска оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств
· Технические средства поиска наркотических веществ
· Технические средства поиска взрывчатых веществ
· Технические средства поиска драгоценных камней
· Технические средства поиска драгоценных металлов
· Технические средства поиска ядовитых и отравляющих веществ
Примерами ТСП являются:
а) металлодетекторы - электронные приборы, позволяющие обнаруживать предметы из черных и цветных металлов; бывают портативные, переносные и стационарные;
б) зеркала досмотровые - телескопические держатели с набором сменяемых зеркал разных форм и размеров; применяются с ручными осветительными приборами для досмотра днищ автотранспортных средств, а также со специальными крючками для изъятия предметов из труднодоступных мест в транспортных средствах;
в) щупы досмотровые - металлические стержни особой закалки разных диаметров и длины, бывают с отверстием специальной формы для забора проб из вложений прокалываемых объектов (мягких и картонных упаковок, сидений в транспортных средствах, сыпучих грузов и т.д.);
г) эндоскопы - оптические приборы, предназначенные для досмотра труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостей, заполненных различными, в т.ч. и агрессивными, жидкостями. Изготавливаются в трех модификациях: "жесткие" (бароскопы) - металлические трубочки разной длины и диаметра с встроенной системой оптических жесткозакрепленных элементов и световолоконным жгутом подсветки, "гибкие" (флескоскопы), выполненные на основе волоконной оптики и имеющие два световолоконных жгута - для подсветки и непосредственного обзора исследуемого пространства, а также "полужесткие".
2 - Технические средства обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля.
Для обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля необходимо применение таких технических средств таможенного контроля как: наборы досмотровых зеркал, наборы досмотровых оптических приборов - эндоскопов, наборы досмотровых щупов, специальные осветительные приборы - досмотровые фонари.
Письмо ФТС РФ от 25 апреля 2011 года N 09-73/18882
Главным управлением совместно с Российской таможенной академией разработаны Методические "рекомендации" по применению переносного детектора признаков взрывчатых веществ, химических реактивов, отравляющих промышленных химикалий и наркотиков SABRE 4000 в целях повышения эффективности применения приборов для дистанционного обнаружения взрывчатых веществ и наркотических средств при таможенном контроле товаров и транспортных средств (прилагаются).
Просим указаний о доведении Методических "рекомендаций" до должностных лиц, использующих в своей работе прибор SABRE 4000.
Во исполнение решений вышестоящих органов в таможнях могут выпускаться собственные документы, определяющие правила применения ТСТК и требования к должностным лицам, применяющим и обслуживающим ТСТК. По каждому конкретному образцу ТСТК издается приказ о вводе его в эксплуатацию. Он издаётся на основании документа поставки, актов монтажа, испытания и сертификации, если по условиям безопасности или правил эксплуатации указанные акты обязательны. Обычно в нем объявляется о закреплении ТСТК за конкретным функциональным подразделением и определенным должностным лицом. Отдельно могут издаваться приказы об обучении, проверке уровня подготовленности должностных лиц по устройству, правилам технической эксплуатации, мерам безопасности и допуске конкретных должностных лиц к эксплуатации ТСТК данного вида.
Не менее важными для организации эксплуатации технических средств являются инструкции, разработанные на основе нормативной, эксплуатационной и ремонтной документации. Это могут быть нормы расхода эксплуатационных материалов, инструкции по мерам безопасности, инструкции по ведению формуляров, журналов учета наработки, документов учета неисправностей и т.д.
Как уже отмечалось, таможенное законодательство разрешает при проведении таможенного контроля использовать технические средства, т.е. при всех вышеуказанных формах контроля могут применяться ТСТК.
Если же говорить об особых свойствах ТСТК, то это, в первую очередь, оперативность и безопасность: контроль должен занимать немного времени (свойство оперативности), а сами ТСТК и их применение должны быть безопасными для здоровья и жизни человека (свойство безопасности). Например, в пунктах массового пропуска физических лиц нормативное суммарное время таможенного контроля одного человека, его документов и багажа исчисляется десятками секунд. Очевидно, используемые ТСТК должны обладать характеристиками, обеспечивающими выполнение этих нормативов. Безопасность технических средств должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическими заключениями Госсанэпиднадзора России.
Особенность работы таможенных органов состоит в том, что зачастую таможенный контроль производится на открытом воздухе в любую погоду. ТСТК, работающие в таких условиях, должны иметь особую конструкцию, быть надежными и простыми в эксплуатации.
В силу большого разнообразия объектов контроля при таможенном контроле теоретически могут применяться любые технические средства, основанные на самых разных физических законах и методах измерений. Однако все они должны удовлетворять вышеуказанным свойствам оперативности и безопасности.
Статья 107 Таможенного кодекса ТС определяет, что перечень и порядок применения технических средств устанавливаются законодательством государств – членов таможенного союза. Первым приказом, был приказ ГТК РФ «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств» от 29 октября 2003 г. № 1220.
Он определил, что технические средства применяются в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов, а также в зонах таможенного контроля, создаваемых в соответствии с требованиями ТК ТС, и в иных местах, нахождение в которых должностных лиц таможенных органов связано с исполнением ими служебных обязанностей. Решение о применении ТСТК принимается должностными лицами таможенных органов самостоятельно, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза.
Применение ТСТК осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией с учетом методических рекомендаций по применению технических средств, разрабатываемых ФТС РФ.
Технические средства могут применяться при таможенном контроле:
- любых товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, в том числе ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров и транспортных служащих несопровождаемого багажа пассажиров, среднегабаритных грузовых (товарных) упаковок, крупногабаритных грузовых упаковок (контейнеры, грузовые платформы, бункеры и т.п.);
- всех видов транспортных средств;
- международных почтовых отправлений;
- таможенных документов на товары и транспортные средства;
- средств идентификации (специальных марок, идентификационных знаков), наложенных на документы, товары и транспортные средства и иные места;
- конкретных лиц, если есть основания полагать, что они скрывают товары, являющиеся объектами нарушения таможенного законодательства.
К применению при проведении таможенного контроля допускаются технические средства, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, в том числе и эксплуатационной документацией, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) Национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Технические средства применяются должностными лицами таможенных органов, прошедшими соответствующую подготовку и имеющими разрешение на допуск к самостоятельной работе и применению технических средств. Порядок подготовки и допуска должностных лиц таможенных органов к применению технических средств определяется федеральным органом, уполномоченным в области таможенного дела.
Все, что производится в мире, в принципе, может перемещаться через таможенную границу. Поэтому таможенный инспектор потенциально должен быть готов к осуществлению таможенного контроля любого товара или транспортного средства. Отсюда следует, что таможенному инспектору может потребоваться большое число разнообразных по типу контролируемых параметров и принципу действий технических средств контроля. С другой стороны, очевидно, ни один инспектор не в состоянии иметь хорошие знания по всем возможным видам объектов контроля и средствам контроля. В связи с этим существующий порядок таможенного контроля допускает привлечение в необходимых случаях экспертов, а также специалистов по применению технических средств (ст. 102 ТК ТС).
Как правило, первоначально таможенный инспектор исследует органолептические свойства объекта контроля, т.е. свойства, которые выявляются и оцениваются с помощью органов чувств. Однако максимальную доверенность контроля можно достичь только с помощью технических средств контроля, которые позволяют получать объективную оценку свойств объекта (вес, химический состав, электропроводность и др.).
С точки зрения взаимодействия с объектом контроля ТСТК можно разделить на три основные группы.
1. Средства, применение которых предполагает непосредственное физическое взаимодействие с объектом контроля (ОК).
В эту группу могут быть отнесены ТСТК для определения веса, объема, линейных размеров ОК; щупы для прокалывания; приборы электрохимического действия для определения пробы золота; и др.
Такими полями могут быть электрическое, магнитное, акустическое, световое, тепловое и др. В частности, дозиметрические приборы фиксируют излучение от радиоактивных источников; для ночного наблюдения применяются приборы, создающие видимое изображение по тепловому излучению предметов.
3. Средства, в которых используются искусственно созданные поля с заранее известными параметрами. Эти поля называются тестирующими. Ими воздействуют на ОК. В результате взаимодействия тестирующего поля и ОК происходят изменения в полях, около измерительных элементов ТСТК. Регистрация этих изменений позволяет определить характеристики и/или конкретный тип ОК.
В качестве примеров широко используемых подобных ТСТК можно привести рентгеновские досмотровые флюороскопы и некоторые виды металлоискателей.
Так, в флюороскопах тестирующим полем является поток квантов рентгеновского излучения, создаваемый рентгеновской трубкой. Проходя через объект контроля, кванты по-разному поглощаются в зависимости от плотности вещества объекта и затем попадают на специальный флюороскопический экран. Из-за разной плотности разных частей ОК на соответствующие участки экрана попадает различное число квантов, что приводит к разной яркости свечения этих участков. Свечение воспринимается глазом оператора и дает информацию о форме, линейных размерах и плотности участков ОК.
Металлоискатели используются для обнаружения металлических вложений. Специальной излучающей катушкой создается тестирующее электромагнитное поле, которое создает в металлическом ОК вихревые токи. Последние создают вторичное электромагнитное поле. При помощи специальной измерительной схемы регистрируется изменение величины магнитной индукции около измерительной рамки металлоискателя. По характеру изменения можно определить вид металла, расстояние до него.
Заметим, что методы, реализуемые в приборах первой группы, зачастую также предполагают создание тестовых воздействий на ОК (механических, электромагнитных, химических и др.).
Из перечисленных в ст. 110 ТК ТС форм таможенного контроля ТСТК наиболее активно применяются в формах 1, 4-12.
В ряде случаев проведение таможенного контроля в принципе невозможно без применения ТСТК. Так, невозможна без ТСТК проверка подлинности документов, валюты и акцизных марок, так как эти объекты контроля снабжаются защитными признаками, проверить которые можно только специальными техническими средствами.
Как правило, наибольший эффект от применения ТСТК достигается при таможенном досмотре.
Состав применяемых ТСТК зависит от вида таможенного досмотра и товара, химического состава вещества, из которого состоит товар, размера и конструктивных параметров упаковки и т.д. В ходе досмотра с использованием ТСТК может производиться взвешивание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, просвечивание проникающим излучением, анализ газовыделений и т.п. Бланк поручения на таможенный досмотр предполагает указание видов ТСТК, которые должны использоваться при досмотре.
Любое вскрытие упаковки или разборка приводит к увеличению времени досмотра, при этом возможно повреждение или ухудшение потребительских свойств ОК. Это одна из главных причин широкого применения в досмотровой работе установок, позволяющих просвечивать ОК рентгеновскими лучами. Такие установки имеют высокую производительность и позволяют видеть содержимое упаковки (не только картонной коробки или посылки, но даже металлического контейнера) без ее вскрытия.
Одна из важнейших задач таможенного контроля - выявление мест сокрытия незаконно перемещаемого товара, в том числе особо опасных видов контрабанды (наркотиков, взрывчатых веществ, оружия). В ее решении очень востребованными и эффективными оказались рентгеновские досмотровые установки и газоанализаторы. Последние позволяют выявить наличие взрывчатых и наркотических веществ без вскрытия упаковок или личного досмотра по очень небольшим выделениям в воздух частиц, из которых состоят эти ОК.
В ходе таможенного досмотра может оказаться, что визуального осмотра и применения имеющихся в распоряжении инспектора ТСТК недостаточно для уверенного заключения о соответствии декларируемых в таможенной декларации сведений и досматриваемого товара. Тогда, как уже отмечалось выше, осуществляется экспертиза.
В главе 20 ТК ТС (Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля) говорится о том, что «Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания».
Экспертиза проводится в специально оборудованных лабораториях.
В постановлении на проведение экспертизы в ряду других сведений должны указываться основания для ее проведения. Кодекс конкретно не оговаривает, что должно быть основанием, в то же время существующая практика предполагает возможность использования в качестве основания показаний средств ТСТК, использовавшихся в ходе таможенного контроля.