Основные этапы развития науки и ее структура и роль в современном мире

Обыденное и научное познание.

Познание, как процесс приобретения, углубления и развития знаний, бывает как обыденным, так и научным.

Под обыденным понимается познание окружающего мира человеком в его повседневных делах и поступках. Его особенности состоят в том, что оно;

- стихийно, так как не ставит специальных познавательных задач;

- поверхностно, ибо не идет дальше отдельных утверждений относительно того, с чем человек встречается каждодневно;

- имеет прежде всего опытный характер, в силу чего не поднимается до теоретического обобщения действительности;

- не имеет специальных средств познания;

- не имеет определенного объекта исследования, обращено ко всему, что окружает человека;

- в своих результатах выражается и закрепляется в жизненном опыте и рецептурных правилах, которые, как правило, субъективны,

Наука – это исторически сложившаяся форма духовного производства, направленная на познание объективной действительности с целью ее преобразования. Это одновременно и система знаний, и их производство, и деятельность на их основе. Специфика научного знания состоит в том, что:

- оно воспроизводит законы, т.е. устойчивые, сущностные, необходимые и повторяющиеся связи и отношения между явлениями;

- цель научного познания – получение объективно-истинного знания;

- ему присущи: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов;

- результаты научного знания приведены в целостную систему на основе определенных принципов, имеют концептуальный характер

- характеризуется применением определенных форм, средств, методов;

- фиксируется в языке (естественном или искусственном), который отличается строгостью, точностью, определенностью, соответствующим категориальным аппаратом;

- выводы науки обладают определенной силой предвидения, что позволяет, основываясь на них, практически действовать;

- предполагает наличие творчески активного персонифицированного субъекта познания – ученого, усвоившего определенную систему когнитивных и ценностных ориентаций, идеалов, норм и целевых установок, проявляющуюся в социальной ответственности ученого, свободе его научного поиска.

Наука – явление историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно - своеобразных этапов:

- классический (XVII–XIX вв.) – наука перестает быть частным, «любительским» занятием, становится профессией. Идет процесс десакрализации познавательной деятельности, возникает опытное естествознание, в котором господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения. Создаются фундаментальные и специальные теории.

- неклассический (первая половина XX в.), который связан с возникновением «Большой науки», создаются основные теории современного истолкования мира (теория относительности, новая космология, ядерная физика, квантовая механика, генетика и др.). Отвергается представлениеоб изучаемой реальности как не зависящей от средств ее познания. Неклассиче ская наука осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Раскрытие сущности этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описанияи объяснения мира. Идет фронтальное внедрение научных идей в технически инновации, в производство и быт.

- постнеклассический (вторая половина XX в.), когда наука становится предметом всесторонней опеки государства, элементом его системы. Она реализует масштабные проекты типа атомной или космической программы, экологический мониторинг и т.д. В гносеологическом отношении этот период связан с формированием идей постнеклассической науки, учитывающей соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и ценностно-целевыми структурами.

Возрастание роли науки в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм. Сторонники первой, отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, утверждают, что она является эталоном всех форм и видов деятельности, что с ее помощью можно решить все проблемы ч5еловечества. При этом социально-гуманитарные науки не имеют, с их точки зрения, познавательного значения. Сторонники же антисцментизма рассматривают науку, как явление, разрушающее культуру и не способное обеспечить социальный прогресс, ибо последствия ее применения катастрофичны для человечества.

Архитектоника современной науки характеризуется многообразием концептуальных подходов. Наука разделяется на дисциплины – когда в основу положены сущностные характеристики тех или иных сторон действительности, ставших предметом изучения. По уровню проникновения в сущность исследуемых сторон и предметов действительности, а также по познавательной направленности науки чаще всего разделяют на фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные. На стыке прикладных, фундаментальных наук и практики развивается особая область изысканий - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Они используют научные достижения для создания новых технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и много другого.

Однако, по мнению многих мыслителей, разделение науки на фундаментальную и прикладную слишком тривиально. Ведь всякое фундаментальное исследование – это поиск некоторых законов природы с учетом использования этих законов. К тому же, многие считают, что подход к прикладной науке как к средству и области применения «чистой» науки не корректен, так как первая может быть рассмотрена как с точки зрения приложения знаний, так и с точки зрения их выработки. Кроме того, естественные науки могут являться сферой приложения, например, математики. Поэтому утверждается, что технические науки должны в полной мере рассматриваться как самостоятельные научные дисциплины наряду с общественными, естественными и математическими науками.

Становление технических наук связано с широким движением в XIX в. и приданием инженерному знанию формы, аналогичной науке. Среди результатов этой тенденции было формирование профессиональных обществ, подобных тем, которые существовали в науке, появление исследовательских журналов, создание лабораторий и приспособление математической теории и экспериментальных методов науки к нуждам инженерии. Таким образом, инженеры XIX в. заимствовали не просто результаты научных исследований, но также методы и социальные институты научного сообщества. С помощью этих средств они смогли сами генерировать специфические, необходимые для их профессионального сообщества знания.

Технические науки к началу XX столетия составили сложную иерархическую систему знаний: от весьма систематизированных наук до собрания Правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (например, сопротивление материалов и гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физического знания, другие (как кинематика механизмов) развивались из непосредственной инженерной практики. И в одном, и в другом случае инженеры заимствовали как теоретические и экспериментальные методы науки, так и многие институты, связанные с их использованием.

Технические и естественные науки тесно связаны как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия, а также был заимствован сам идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию. В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего возник новый тип теоретического знания.

Вместе с тем утверждение, что естествознание является основой технических наук корректно лишь по отношению к исторически первым техническим отраслям знания. В настоящее время широкий спектр их дисциплинориентируется и на применение общественно-гуманитарных знаний – экономических, социологических, психологических и др. Происходит сближение в характере и формах деятельности представителей всех видов наук. Современные ученые создают технику, а «техники», если они работают в научно-исследовательском учреждении и публикуются в соответствующих журналах, выступают как ученые.

Сама научно-экспериментальная деятельность может быть отчасти квалифицирована как инженерная, т.е как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы, но с целью получения новых научных знаний о природе. В то же время сама инженерная деятельность была взначительной степени видоизменена под влиянием развитого в науке Нового времени мысленного эксперимента. В экспериментальной сфере эта деятельность – не столько конструирование технической установки, сколько осуществление идеализированного эксперимента, практическое воплощение идеальной модели.

Наука, как форма, познания и социальный институт, сама себя изучает (история и логика науки,философия науки, психология научного творчества, социология науки и т.д.). Она исследует строение научного знания, механизмы и формы его развития, выводит свои собственные закономерности, к которым можно отнести такие, как преемственность в развитии, периодичность относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции, смена парадигм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: