Демократическое государство

Человек, его права и свободы как высшая ценность

Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются высшей ценностью и целью общества и государства.

Ранее (в советский период) государство всегда доминировало в отношениях «человек – государство». Оно выступало в роли «патера», покровителя, жесткого диктатора, вершителя судеб людей.

В настоящее время на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (см. ст. 2 Конституции). Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека. Это может выражаться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.

Следует обратить внимание на то, что образ жизни определяет сам гражданин. Он решает, какую ему приобрести профессию, к чему стремиться, как строить свою личную жизнь и т.д. Государство лишь обязано создавать условия для свободного и достойного развития личности, которыми вправе (но не обязан) воспользоваться конкретный человек. Если он по объективным причинам (возраст, пол, инвалидность и др.) не в состоянии наравне с другими лицами конкурировать на рынке труда, то государство путем предоставления дополнительных гарантий и преимуществ стремится сгладить эти проблемы.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации рассматриваются в качестве высшей ценности и цели государства не только тогда, когда человек выступает только в личном качестве. Во многих случаях защита интересов общества и государства в целом позволяет максимально обеспечить и права отдельного индивида.

Не следует гипертрофировать права и свободы отдельного человека. Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция позволяет (см. ст. 23) ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями развития демократического государства.

Весь конституционный текст изложен таким образом, чтобы воплотить известный принцип – не народ для правительства, а правительство для народа.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Демократия развивается на основе политического и идеологического плюрализма.

Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии. Единственно возможно допустимая «идеология», закрепляемая в Конституции, – это человек, его права и свободы как высшая ценность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Партии и другие общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы.

В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего, посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т.п.

Общественные объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

Порядок организации и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством – Законом от 5 октября 1994 г. «О политических партиях», Законом от
4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: