Формирование мышления

Развитие восприятия и представлений

Развитие внимания и запоминания

Умственное развитие

Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли проследить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр. Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети должны запоминать местонахождение игрушек.

Развитие внимания переплетается в занятиях с развитием запоминания, формированием произвольной памяти. Когда умственно отсталый ребенок приходит в дошкольное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него несформированным – он не может сознательно, по своей воле запоминать предложенный ему программный материал. С детьми проводятся дидактические игры, в которых задачи на запоминание постепенно усложняются. На первом году обучения предлагаются игры «Найди свою игрушку», «Что изменилось», «Чего не хватает».

Для детей с нарушениями интеллекта характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.

Наряду с поздними сроками начала развития у детей с нарушениями интеллекта наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация.

Аномальное развитие характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья задача – преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях – коррекция, в других – компенсация.

Для того чтобы развитие восприятия и представлений у детей с нарушениями интеллекта шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения.

При работе по развитию восприятия необходимо применять образец (действия по образцу и выбор по образцу), подражание, жестовую инструкцию, совместные действия взрослого и ребенка.

1. Создать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления: формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями; формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов-заместителей.

2. Формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения. Формировать метод проб, как основной метод решения наглядно-действенных задач.

3. Включать речь в процесс решения проблемно-практических задач.

На первом году обучения детям даются основные представле­ния о двух типах орудий: с фиксированным назначением и предметы-заместители, которые используются в проблемных практических ситуациях.

На втором году обучения необходимо учить детей, находить в окружающей обстановке и применять наиболее подходящее орудие.

Наряду с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности необходимо вести активное формирование основных функций речи, а также формирование взаимосвязи между действием и словом. Такой подход подготавливает предпосылки к развитию наглядно-образного мышления.

На третьем году обучения детям предлагают наглядно-образные задачи. (Высокий шкаф, на шкафу лежит шарик. Посреди комнаты детский стол и 2 детских стула. На столе сидит кукла. Около шкафа стоит мальчик…).

Важным направлением в формировании элементов логического мышления является подведение детей возможности осуществлять классификацию предметов. Без развития классификации невозможно формирование понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: