Причинами стрессов часто бывают фрустрационные состояния, возникающие из-за невозможности достижения значимых для личности целей. Развитие их протекает по следующей схеме:
1) наличие интенсивной потребности, значимой цели;
2) блокировка их удовлетворения (ограниченность собствен
ных возможностей или внешние преграды);
3) отрицательные эмоции и их фиксация в стабильном нега
тивном состоянии — фрустрации.
Наиболее специфичны фрустрации именно для управленческой деятельности, которая сочетает в себе множество значимых целей, потребностей, планов и еще большее количество разного рода «барьеров» (фрустраторов) — всевозможных преград и ограничений на пути их реализации. Существуют две основные формы реагирования личности на фрустрацию — понятия интрапунитивной и экстр any нитивной реакций. В первом случае развивается депрессия, во втором - агрессия.
Устойчивость к фрустрациям — профессионально важное качество руководителя. Две группы средств способствуют повышению такой устойчивости.
|
|
1. Формирование деятельностных способов преодоления
фрустрации, главное место среди которых принадлежит накоп
лению фрустрационного опыта.
2. Средства психологической защиты личности в состояниях
фрустрации. Если ситуацию изменить нельзя — надо изменить к
ней отношение. Фрустрационная устойчивость и стрессустойчи-
вость руководителя в его деятельности представлены в их инте-
гративном проявлении. Они помогают формированию такого
качества руководителя, как «умение держать удар».
Очень важный компонент в деятельности руководителя — готовность к экстренным действиям (ГЭД). Лица с высокой ГЭД интерпретируют возникновение новых и непредвиденных ситуаций не как стрессовый фактор, а как нормальное развитие событий. Фактор новизны утрачивает свою стрессогенность, и возникающая эмоциональная активация направляется на поиск конструктивных способов выхода из ситуации.
Эмоциональная резистентностъ — сложное психическое образование. Оно характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать ситуации как потенциально опасные, а следовательно, эмоциогенные. Личность характеризуется как нерезистентная, если эта тенденция выражена, и наоборот.
Одни и те же объективные ситуации находят разный резонанс (субъективный отклик), величиной которого определяется общая картина поведения личности в какой-либо ситуации. Одни люди преувеличивают эмоциогенность ситуаций (огме-тинги — от англ. augmenting), другие — занижают ее (редъю-стинги — от англ. redusting). Поэтому возникает либо гиперэмоциональная, либо гипоэмоциональная оценка ситуаций и отношения к ним. Наиболее адекватен средний, уравновешенный тип реагирования на ситуации — адекватно-эмоциональный. Для управленческой деятельности предпочтительнее повышенная эмоциональная резистентность. При увеличении управленческого стажа и профессиональной компетентности резистентность возрастает.
|
|
Эмоциональная напряженность, хронические стрессы, критические ситуации — мощный источник для развития такой категории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Динамика развития этого состояния и его влияние на управленческую деятельность специфичны, что обусловлено следующими причинами:
1) высокой сложностью деятельности, субъективной трудностью связанных с ней задач, а поэтому высокой психофизиологической ценой, которую надо платить за их реализацию.
7* 195
2) присутствием в деятельности эмоциогенных факторов,
являющихся причинами развития утомления;
3) ответственностью, пронизывающей всю деятельность
руководителя;
4) полифокусностью деятельности, являющейся сильным
фактором развития утомления;
5) ненормированным рабочим днем.
Эмоции, волевые усилия, состояния обеспечивают регуляцию деятельности руководителя, но они проявляются и вовне — в поведении, речи, мимике и т. д. Эти проявления надо контролировать. Они могут использоваться руководителем в качестве дополнительного канала межличностного взаимодействия, как средство информации о своих мыслях, позициях и намерениях. В социальной психологии и психологии управления все это обозначается понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.
Особенно важно владение экспрессивными средствами для руководителя, умение регулировать свое экспрессивное поведение.
Экспрессивный компонент включает в себя три основных аспекта.
1. Субъективный контроль за своим поведением в целом, за
экспрессивными проявлениями своих волевых и эмоциональ
ных состояний.
2. Владение средствами экспрессивного воздействия на под
чиненных (имидж волевого, обаятельного руководителя).
3. Использование экспрессивных средств как канал информа
ции о подчиненных. Это — диагностическое умение, которое
складывается из точности межличностной перцепции, экспрес
сивной сензитивности и психологической проницательности.
Глава 23