double arrow

Благо считается неэкономическим, если оно имеется в неограниченном количестве, и экономическим - если его количество ограничено

Т.о., благо — это средство удовлетворения потребностей человека.

Товар.

Категория «товар» связана с категорией «благо», являющейся более широким, чем товар, теоретическим обобщением. Благо - это вещь/ услуга, в которой нуждается человек.

Для того, чтобы предмет стал благом, требуется выполнение следующих условий:

• человеческая потребность;

• свойства предмета, делающие его годным для удовлетворения этой потребности;

• осознание человеком связи между потребностью и свойствами предмета;

• возможность распоряжаться данным предметом.

Предмет перестает быть благом, если не выполняется хотя бы одно из этих условий.

А. Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность».

Ж.-Б. Сэй как «средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей».

К.Менгер: «предмет становится благом тогда, когда его способность удовлетворять какую-либо потребность осознана человеком».

В ЭТ разграничивают блага экономические и неэкономические по критерию редкости.

Одно и то же благо в разных условиях может быть и экономическим и неэкономическим. Например, вода в обычных условиях является неэкономическим благом, но в засушливой местности становится благом экономическим.

Классификация экон. благ:

• материальные и нематериальные;

• долговременные (длительного пользования) и недолговременные (разового потребления);

• взаимозаменяемые блага (субституты);

• взаимодополняемые блага (комплементы);

• настоящие;

• будущие;

• прямые (потребительские);

• косвенные (производственного назначения),

• индивидуального потребления (личные / частные),

• общественного потребления (общие / общественные).

Блага индивид. и обществ. потребления различаются по двум критериям: 1) потребление и 2) исключение из потребления Блага обладают этим свойством, если потребителю может быть легко отказано в потреблении данного блага, и не обладают при невозможности исключить кого-либо из числа потребителей данного блага.

Личные/частные блага пригодны только для индивид. потребления. Они делимы, их потребление характеризуется принципом исключения: те, кто платит, получают это благо, а те, кто не платит, исключаются из числа потребителей.

Общие блага потребляются совместно и одновременно многими потребителями без уменьшения их количества и качества, например, относятся теле- или радиовещание, охрана порядка, национальная оборона, пожарные команды. Эти блага неделимы, ограничить число их потребителей невозможно и нежелательно для общества. Выгоды от потребления таких благ достаются обществу, Количество потребителей общих благ не снижает их качество.

Сгруппируем блага индивид. и обществ. потребления:

1 - блага только индивид. потребления, которые легко исключить из потребления (личные);

2 – совместно потребляемые блага, для которых исключение из потребления допустимо (совместные);

3 - блага индивид. потребления, исключение которых из потребления недопустимо (всеобщие);

4 – совместно потребляемые блага, для которых исключение из потребления невозможно (общие).

Природа блага - личного, совместного, всеобщего или общего - определяет желание потребителя платить за него, а отсюда - желание производителей его производить. Например, блага 1 и 2-ой групп производятся частным бизнесом, т.к. исключение из потребления легкое.

Блага всеобщего пользования, потребляемые индивидуально, исключение которых из потребления недопустимо (гр. 3), не оплачиваются потребителем, что приводит к их истощению и уничтожению.

Общие блага (гр. 4) представляют наибольшие затруднения при организации их производства. Они потребляются одновременно многими людьми и исключение кого-либо из потребителей затруднено. Могут производиться как частными, так и гос. структурами: содержание армии и других властных структур предоставляется государством, а, например, радио или ТВ – государством или за счет рекламодателей.

Основное свойство благ - полезность - способность удовлетворять человеческие потребности.

Полезность лежит в основе потребительского выбора, она субъективна: зависит от потребит. свойств блага, от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Полезность одних и тех же благ не одинакова в разных условиях (напр., полезность плитки шоколада после сытного обеда и после крушения самолета в тайге). Степень конкретной полезности зависит от редкости блага и его количества, которым располагает потребитель.

Если экон. благо предназначено для обмена, оно является товаром .

Товар обладает двумя свойствами - стоимостью (ценностью) и потребительной стоимостью (полезностью).

Потребит. стоимость – свойство товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Стоимость (от англ. value, еще переводится как «ценность») – колич. соотношение, в котором одни товары обмениваются на другие.

Согласно трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) стоимость товара = количеству труда, затраченного на его производство. Два свойства товара обусловлены двойственным характером создающего товары труда: все виды труда качественно отличны (конкретны), и в то же время имеют общую основу – рабочую силу, что позволяет их рассматривать как абстрактный труд. Потребит. стоимость делает товары качеств. разнородными, т.е. колич. несоизмеримыми. Но как сгусток абстрактного труда товары количественно соизмеримы.

Количество труда, затраченного на производство товара, измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, т.к. оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, интенсивности и квалификации труда.

Т.о., величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.

В XIX в. Е. Бем-Баверк (маржинализм) разработал теорию ценности/стоимости благ, исходя из их полезности. Он утверждал, что ценность – это не отношение между людьми в процессе обмена, а отношение человека к вещи: человек оценивает благо в зависимости от пользы, которое оно ему приносит.

Ценность благ зависит от их редкости, от интенсивности потребления и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.

Ценность благ определяется не общей (суммарной), а так называемой предельной полезностью – это полезность последней единицы каждого блага, т.е. той, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность.

В теории «трех факторов производства» (Ж.- Б. Сэй, XIX в.), стоимость товара = сумме доходов, приносимых факторами производства. Каждый фактор создает свою часть стоимости: земля – ренту, труд – заработ. плату, а капитал – процент. В сумме эти доходы и образуют стоимость товара.

В современной ЭТ господствующей является неоклассическая теория, характеризующая стоимость товара, исходя из подхода А. Маршалла. Он определял стоимость и цену товара как результат взаимодействия рыночных сил со стороны спроса (предельная полезность) и со стороны предложения (издержки производства). Полезность благ определяет их предлагаемое количество →издержки производства → ценность. Цена товара определяется в равной степени предельной полезностью и издержками производства.

Обмен благ предполагает, что в распоряжении субъекта находятся блага, имеющие для него меньшую ценность, чем блага, которыми распоряжается другой субъект, тогда как у последнего в оценке благ наблюдается другое соотношение; т.о. субъекты обладают возможностью осуществить обмен благ и получают выгоду от сделки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: