Капитал

Цена.

Цена - это экономическая категория, возникающая в процессе обмена. Меновое соотношение между товаром и деньгами образует цену - стоимость товара в денежном выражении.

Формирование цен зависит от типа экономической системы, в которой оно происходит. В экономике рыночного типа цены складываются на рынке, главным образом, под влиянием спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.

Цены определяют решения потребителей о приобретении товаров и решения производителей о расширении или сокращении своего производства.

В командно-административной экономике производители и потребители находятся под контролем центральной власти, устанавливающей общий объем и структуру потребления. Цены являются инструментом экономической политики и устанавливаются плановыми органами на основе производственных затрат.

Роль цен в экономике определяется их функциями.

  1. Измерительная - с помощью цены измеряется количество денег, необходимых для совершения сделки. Цена единицы товаров, умноженная на количество товарных единиц = денежной сумме, предназначенной для платежа.

Если q1, q2…q n — совокупность количеств каждого из п благ, a p1, р2,.., рп цены благ, то стоимость совокупного набора благ, удовлетворяющих потребности, можно записать как åр i q i, где i=1,...,n.

2. У четная. Возможность измерять количество и качество товарных единиц в единых показателях – денежных единицах позволяет учитывать затраты, анализировать поведение производителей и потребителей и прогнозировать экономическую ситуацию.

3. И нформационная - дает производителям и потребителям ориентиры для экономических действий и осуществления выбора.

4. Р егулирующая - связывает участников обмена, уравновешивает денежный запрос производителя (предложение) товара с желанием и возможностью потребителя (спрос) приобрести предлагаемый товар. Это приводит к установлению равновесной цены, регулирующей рыночные процессы. В командно-административной экономике цена также выполняет регулирующие функции: повышая или понижая цены, государственные органы перераспределяют доходы и прибыль предприятий, отраслей, регионов, социальных групп…

5. С тимулирующая - р ост цены на товары ведет к увеличению выручки от продаж и росту объема выпускаемых товаров.

6. С оциальная - уровень цен определяет уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами на жизненно необходимые товары или о6ещаниями их изменить, правительство регулирует уровень потребления, формирует отношение общества к своей политике.

Виды цен:

• по стадии обмена, на которой они формируются, различают цены оптовые и розничные;

• по характеру и предмету обмена - цены на сельхозпродукцию, продукцию госпредприятий, цены на услуги.

Цены на сельхозпродукцию нестабильны, т.к. слабо связаны с издержками производства и зависят от природных условий, которыми человеку трудно управлять.

Цены на продукцию госсектора учитывают необходимость удовлетворения потребностей всего o6щества, поэтому могут устанавливаться с убытком.

Цены на услуги называются тарифами (расценками). При установлении тарифов учитываются расходы предприятия, фактор времени, качество услуги.

• По степени и способу регулирования цены разделяют на жестко фиксированные (назначаемые госорганами в законодательном порядке), регулируемые (гос. воздействие на них носит ограниченный характер), договорные (определяемые документом купли-продажи) и свободные (формируются под воздействием рыночных факторов).

• Мировые цены - реально действующие на мировом рынке, исчисляются в свободно конвертируемой валюте.

• Прочие виды цен: (напр., цены «теневого рынка»).

ЭТ изучает капитал, как абстрактную экономическую категорию, выражающую отношения между людьми. В ЭТ «капитал» (от лат. capitalis — главный) самое употребляемое понятие, напр., капитал ростовщический, торговый, ссудный, промышленный, банковский, основной, оборотный, постоянный, переменный, акционерный, фиктивный, монополистический, государственный, портфельный, политический, социальный, интеллектуальный ….

Общее для всех: капитал - это все, что приносит или способно приносить доход.

Понимание сущности капитала различно в различных школах ЭТ.

В античные времена (и в средние века) в Европе капитал означал денежную сумму, отданную взаймы и приносящую проценты, т.е. ростовщический капитал. В период развития товарного хозяйства (ХVI—ХVII века) появился торговый капитал и капитал, созданные благодаря продаже акций (впервые Ост-Индской компании - в 1602 г. на Амстердамской бирже). В ХVIII веке впервые образуется промышленный капитал.

Физическая слабость человека обусловливает использование орудий и средств труда, которые многими мыслителями были обобщены под названием “капитал” - это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ.

В хозяйственной жизни капитал воплощает связь между прошедшим и настоящим: 1) он есть результат предыдущей деятельности и 2) что накопленные блага используются не для личного потребления, а для создания новых благ.

В основе капитала лежит сбережение, а это значит, что владелец капитала воздерживается от его немедленного потребления. Отсюда такое определение: капитал – это совокупность ценностей, созданная усиленным производством и сбережённая от потребления ради обращения её опять в производство. Так установился взгляд на капитал как на средства производства. С этой точки зрения капиталом являются не только деньги, но и товары, здания, машины, оборудование и т.д.

Т.о., капитал проявляется в разных формах, что и отражено в разных школах ЭТ.

Меркантилисты рассматривали деньги как денежную форму капитала. Термин “капитал” ими ещё не употреблялся.

Ж.-Б. Сэй определил капитал как сумму ценностей, при участии которых создаётся всякий новый доход.

А. Смит писал: «… если же излишек производства затрачивается в новые производства, тогда он оказывается капиталом. Так, конюшни для рабочего скота, жилища для рабочих — капитал».

Смит видел существование капитала как в сфере обращения, так и в сфере производства и выделил основное свойство капитала - способность приносить доход его обладателю. Его заслуга заключается в чётком разграничении денежной, товарной и производительной формы капитала.

Социально-экономическую сущность капитала впервые показал Маркс, отождествив его с производственными отношениями капитализма.

Капитал у Маркса возникает в определённых исторических условиях, это «… не вещь, а определённое, общественное, принадлежащее определённой исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общественный характер».

Капитал – это сгусток неоплаченного труда, а экономическое отношение, лежащее в основе капитала - это отношение эксплуатации (безвозмездного изъятия).

Как как экономическая категория, капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость, самовозрастающая стоимость.

Капитал совершает кругооборот по схеме:

Д - Т- Д¢

где Д - авансированный капитал,

Т – созданные продукты,

Д¢ = Д + DД.

Приращение средств DД Маркс назвал прибавочной стоимостью.

Формула Д - Т- Д¢ названа Марксом всеобщей формулой капитала.

Производство прибавочной стоимости Маркс определил как основной экономический закон капитализма и сформулировал его следующим образом: «Движущим мотивом и определенной целью капиталистического процесса производства является возможно большее самовозрастание капитала, т.е. возможно большее производство прибавочной стоимости, следовательно, возможно большая эксплуатация рабочей силы капиталистом».

При капитализме работник вынужден работать не только на себя и свою семью (необходимый продукт); но и на лиц, которые предоставили ему работу и на государство (прибавочный продукт). Маркс показал, что прибавочный продукт принял форму прибавочной стоимости.

С точки зрения роли различных частей капитала в процессе производства прибавочной стоимости Маркс различал два вида капитала: 1) постоянный – стоимость средств производства и 2) переменный – стоимость рабочей силы.

Маркс показал, что рабочая сила как способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил, благодаря которым он производит жизненные блага, существует в любом обществе, но лишь на определенном этапе его развития становится товаром. Для этого необходимы следующие условия: 1) обладатель рабочей силы обязан быть юридически свободной личностью, т.е. иметь право распоряжаться собственной рабочей силой, и 2) лишен средств производства, а следовательно, и средств существования.

Как все товары, рабочая сила обладает свойствами стоимости и потребительной стоимости.

Стоимость товара рабочая сила определяется стоимостью тех средств существования, которые необходимы для обычного воспроизводства рабочей силы, т.е. поддержания жизни рабочего и его семьи.

Потребительная стоимость рабочей силы состоит в способности создавать стоимость бόльшую, чем она сама имеет.

Избыток стоимости, созданной трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, образует прибавочную стоимость. Прибавочная стоимость, таким образом, это стоимость продукции, созданной неоплаченным трудом наемного рабочего.

Для организации производства капиталист приобретает средства производства и рабочую силу.

В процессе создания продукции стоимость средств производства переносится на вновь создаваемую продукцию, не изменяя собственной величины, поэтому ту часть капитала, которая воплощена в средствах производства, Маркс назвал постоянным капиталом, и обозначил буквой с - constans. Другая часть капитала, затрачиваемая на покупку рабочей силы, изменяет свою величину, поскольку рабочие создают новую стоимость, бόльшую, чем стоимость рабочей силы. Эту часть капитала Маркс назвал переменным капиталом v – variable.

Созданную прибавочную стоимость обозначил m – mehrwert.

Т.о., стоимость товара, созданного при капитализме: Т = c+v+m.

Отношение величины прибавочной стоимости к переменному капиталу (в %) Маркс назвал нормой прибавочной стоимости: m¢ = m / v * 100 %.

Это выражение показывает степень эксплуатации работника.

На практике термин "прибавочная стоимость" не употребляется, используются такие понятия, как прибыль (процент/рента). Но все это лишь внешнее проявление сущности - прибавочного продукта или прибавочной стоимости.

В современной ЭТ капитал рассматривается как абстрактная производительная сила - источник процента, как благо, приносящее доход своему владельцу (И. Фишер, Ф. Найт, Л. Вальрас).

Американские экономисты (Д. Хайман, П. Хейне, П. Самуэльсон и др.) определяют капитал как ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. При этом в физический капитал включают человеческий капитал. Дж. Хикс под капиталом понимал совокупность продуктов производственного назначения.

Бухгалтерский подход определяет капитал как все активы (средства) компании.

В современной ЭТ различают 1) ф изический капитал, который делится на основной – активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт по частям в течение ряда периодов производства (напр., здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. д.) и 2) оборотный — активы, стоимость которых полностью переносится на стоимость создаваемой продукции и возвращается к предпринимателю в денежной форме (напр., сырье, топливо, материалы, полуфабрикаты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: