Проблемы различных возрастов
Общение - главная потребность подростков.
Точек амбивалентности подростка (Малкина-Пых)
- Бунт против контроля со стороны взрослых – потребность в руководстве
- Желание близости – страх интимности
- Испытание на прочность внешних границ – потребность в заботе и поддержке со стороны взрослых
- Мысли о будущем – ориентация на настоящее
- Сексуальное созревание – психологическая неподготовленность к сексуальному опыту
Чувство взрослости – центральное образование в сфере чувств
Проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива зрослых, выражающееся в стремление к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.
Признаки:
- Подражание внешним признакам врослости (курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление одеваться, краситься как взрослые, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания).
- Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» - сила, смелость, мужество, выносливость, верность. Средство самовоспитания – занятие спортом. Равнение девушек на женственные образы.
- Социальная зрелость. В условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает вспомогательную роль.
- Интеллектуальная взрослость. Выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь вне школьной программы.
Общение:
1. Канал информации для развития от подростка к подростку
2. Вид межличностного взаимодействия.
Групповая игра, совместная деятельность вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
3. Эмоциональный контакт.
Чувство групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи помогает отделиться от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия и взрослости.
● Болезненно переживают разлуку со взрослыми, тоскуют – отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в коллективе
●Задают множество вопросов – внимательно слушать и спокойно отвечать то количество раз, которое необходимо для понимания
●Быстро утомляются – делать короткие игры, использовать различные виды деятельности, создавать условия для отдыха
●Не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи – приучать к порядку
●Трудно засыпают, просыпаются – сказки, ритуалы
●Неуверенность в себе – давать нагрузку с учетом возможностей и хвалить
●Все пробуют на вкус – рассказать о вреде микробов
●Слезы и страхи в темноте – поддерживать, создавать ресурсные образы