Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тасмолинская культура




Общая характеристика железнога века на территории Казахстана.

Железный век – третий после каменного и бронзового веков крупный археологический период. Его первая стадия получила название ранний железный век.

Так была названа важнейшая эпоха в истории человечества, начало которой совпадает с началом широкого применения этого металла. С начала I тыс. до н. э. вплоть до настоящего времени железо является основой материальной культуры всего человечества. С этим металлом связаны все важные открытия в области производственной технологии этого времени.

Железо - особый металл. Оно имеет более высокую, чем медь, температуру плавления. В чистом виде железа в природе нет, а процесс выплавки его из руды очень труден из-за его тугоплавкости.

Начало раннего железного века в Казахстане приходится на VIII-VII вв. до н.э.

С наступлением раннего железного века на просторах Евразии происходят поистине глобальные изменения в жизни степных этносов. Эта эра совпала с переходом пастушеских, скотоводческо-земледельческих племен, проживавших в степях от Монголии на востоке до Дуная на западе, к подвижным формам скотоводческого хозяйства, в основе которых лежит строгая система посезонной регламентации пастбищ и водных источников. Эти особые формы ведения степного скотоводческого хозяйства в европоцентрической науке нового и новейшего времени получают название «кочевого», «полукочевого хозяйства».

Переход к новым формам ведения скотоводческого хозяйства явился результатом развития экономики племен бронзового века, живших в особых условиях степных экосистем. Основы этой формы хозяйствования сложились уже период финальной бронзы, в бегазы-дандыбаевскую эпоху. По мнению специалистов, к переходу на подвижные формы скотоводства способствовало не только внутреннее развитие населения степей, но и усыхание степей вследствие постепенного изменения климата. Для той эпохи этот переход был явлением прогрессивным, он давал возможность максимально использовать природные ресурсы степей.

С началом раннего железного века в степях Евразии образовываются крупные племенные объединения. Столкновение их интересов, специфические взаимоотношения с окружающими оседло-земледельческими народами порождающие определенную военизацию их обществ. На исторической арене появляются народы, которых греки и персы назовут «скифами», «саками», «савроматами» Благодаря этническому родству, одинаковому уровню развития и образу жизни, тесным связям, создаются близкие культуры. В скифо-сакскую эпоху в материальной культуре племен появляются особые типы вооружения, конского снаряжения, получает широкое распространение своеобразное искусство, получившее название «скифо-сакский звериный стиль». Иногда эти три стороны материальной культуры степного населения раннего железного века называют «скифской триадой».




Степное население раннего железного века быстро развивается, процветает металлургия, торговый обмен. Появляются представители богатой племенной верхушки: «цари», военная знать. Распространяются большие «царские» курганы, сложные усыпальницы, где погребены с умершими представителями знати значительные по своей ценности изделия, в числе которых украшения, оружие и др.

В современной науке высказываются мнения о достижении общества степного населения раннего железного века раннегосударственного уровня. Относительно уровня развития степных народов I тыс. до н. э. сибирскими учеными предложен термин «Степная цивилизация».

Тасмолинская культура.На территории Центрального Казахстана эта эпоха представлена памятниками тасмолинской археологической культуры. Известный казахстанский археолог М.К. Кадырбаев определял ее хронологические рамки VII-III веками до н.э., выделяя два этапа в ее развитии. Характерным типом памятников тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток. Под большим курганом в грунтовой яме, глубиной около двух метров находится захоронение человека. В малом кургане, как правило, встречаются останки коней – скелеты, или их части, глиняные сосуды. А иногда только следы огня в виде углей и обожженного грунта.



Для чего строились курганы с «усами»? Известна гипотеза астрономического назначения курганов с «усами». По мнению биолога и энтузиаста археологии П.И. Мариковского, курганы с «усами» были древними обсерваториями и служили для наблюдения за звездным небом, солнцем и луной, для определения времен года. Возможно, что комплексы с «усами» могли использоваться для астрономических определений, но это вряд ли было главным при их строительстве. Иногда такие курганы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, на некоторых могильниках имеется по два кургана с «усами». Зачем строить две «обсерватории», когда для наблюдений за небом достаточно и одной? Наиболее обоснованно мнение М.К. Кадырбаева, который считал, что комплексы с каменными «усами» были сооружениями погребально-ритуального назначения и отражали идеи солнечного культа, существовавшего у тасмолинских племен.

К настоящему времени условно определен основной ареал курганов с «усами». По временным данным, на территории Казахстана открыто свыше 300 памятников. Эти данные ежегодно пополняются. Основной ареал охватывает Центральный и Северный Казахстан (Кокшетау), а также степные пространства западной части (Абыралы, Шынгыстау, Шубартау) современной Восточно-Казахстанской области. Здесь сосредоточено свыше 80% от общего числа курганов с «усами» Казахстана.

География этой основной массы курганов с «усами» связана с ареалом тасмолинской культуры.

В целом, тасмолинская культура изучена на основании материалов курганных захоронений. Данные, легшие в основу характеристики этой культуры, образуют три известных блока: а) предметы вооружения; б) конская сбруя; в) культовые изделия, украшения и предметы быта. В обществе тасмолинцев были прекрасные мастера бронзолитейного дела. Именно из бронзы выполнены все ведущие категории материальной культуры. Железные изделия (ножи, псалии, бляшки) появляются уже на первом этапе (VII-VI вв. до н. э.). Тасмолинские наконечники стрел раннего этапа - двуперые втульчатые и трехперые с относительно длинным черешком - генетически восходят к наконечникам бегазы-дандыбаевской культуры. Характерны кинжалы с брусковидным, грибовидным навершием и фигурным эфесом; боевые наборные пояса. В конскую узду входят удила со стремечковидными окончаниями, бронзовые или роговые псалии с тремя отверстиями. Среди предметов культа имеются дисковидные бронзовые зеркала с ручкой-петелькой на обороте, каменные жертвенники-алтарики, плоские или на 4-х, 6-ти невысоких ножках. Для прикладного искусства типичны золотые фигурки тигров, бронзовые скульптуры таутеке, гравированные на бронзовом зеркале фигуры кабана и лося, роговые пряжки в виде свернутых в спираль кабанов. В виде фигуры кабана отлита ручка одного массивного зеркала с фигурным бортиком. К концу раннего этапа появляются многофигурные композиции в стиле так называемой «зоологической головоломки». Одна из них - сюжет на роговой пряжке - находит удивительную аналогию в алдыбельских памятниках Тувы. Найдены ювелирные изделия, украшенные техникой зерни и инкрустации. На втором этапе происходят изменения в материальной культуре: приходит стандартная форма бронзовых трехлопастных втульчатых наконечников стрел, уменьшаются зеркала, гораздо шире используется железо и т. д. Третий, коргантасский этап, является периодом завершения тасмолинской культуры. Наряду с сохранением некоторых старых элементов культуры (наконечники стрел, уздечные бляшки и др.), появляется ряд инновации, особенно в погребальном обряде (внутримогильные головные жертвенники).

Тасмолинская культура раннего железного века бытовала на всей территории Казахского мелкосопочника. Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную - по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау. Именно в этих пределах находятся открытые и известные курганы тасмолинской культуры. Есть смежные территории, где в будущем ожидается открытие памятников этой культуры (степные пространства до хребта Шынгыстау).

На этой большой территории племена раннего железного века расселялись неравномерно. Основная часть населения концентрировалась в горно-степных районах.

В раннем железном веке, когда обитали тасмолинские племена широко распространился новый прогрессивный тип хозяйствования – кочевое скотоводство. Почти на три тысячелетия оно стало главным занятием жителей степей. Кочевники освоили всю территорию степей, создали мощные кочевые объединения, которые стали прообразами будущих кочевых империй.

ТЕМА № 6: Саки – политическая история, общественный строй и культура.

План:





Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 3545; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8918 - | 7142 - или читать все...

Читайте также:

  1. IV. Политическая культура – это система прочных знаний и ценностей о государстве и государственной власти, а также чувства и суждения о политике
  2. IV. Политическая культура – это система прочных знаний и ценностей о государстве и государственной власти, а также чувства и суждения о политике. От соотношения этих 4-х компонентов политической системы в обществе складываются определенные политические ре
  3. Андроновская культура эпохи бронзы
  4. Андроновская культура. Бегазы-Дандыбаевкая культура
  5. Арабская средневековая культура во времена абассидского халифата
  6. Бюрократическая (иерархическая) культура
  7. ВОЗРОЖДЕНИЕ. Всего через несколько лет после Фомы Аквинского единая христианская культура стала распадаться на части
  8. Герменевтика. Структурализм возник в 20-е гг. XX века во Франции. Объектом его изучения является культура, которая рассматривается как совокупность знаковых систем и прежде
  9. ДЕМОКРАТИЧНЕ ВРЯДУВАННЯ І КУЛЬТУРА МИРУ: НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНИЙ КОМПЛЕКС
  10. Диалектика социализации, культурации и самоопределения индивида
  11. Духовна культура стародавнього населення України
  12. Европейская культура конца XIX столетия


 

18.234.51.17 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.