Begin
Var
Type
TMyClass= class (TObject)
Field: Integer;
......
end;
MyClass: TMyClass;
......
MyClass^.Field:=0; // Ошибка! Следует писать так:
MyClass.Field:=0;
end;
Важнейшие принципы объектно-ориентированного программирования.
Классы - это особое «изобретение» программистов для упрощения разработки сложных программ и улучшения их качества. В основе классов лежат 3 фундаментальных принципа, которые называются:
1. инкапсуляция
2. наследование
3. полиморфизм
Инкапсуляция.
Как выше было сказано класс это единство 3х сущностей: полей, методов и свойств.
Определение: Объединение 3х сущностей (полей, методов, свойств) в абстрактных типах данных, называемых классы объектов, в единое целое называется инкапсуляцией.
Инкапсуляция означает объединение данных и действий над ними в одном объектном типе.
Инкапсуляция позволяет изолировать класс от остальных частей программы, сделать его самодостаточным для решения конкретной задачи. В результате класс всегда несет в себе некоторую функциональность. Например, класс TForm содержит (или инкапсулирует) в себе все необходимое для создания Windows – окна, класс TMemo представляет собой полнофункциональный текстовый редактор.
|
|
Инкапсуляция представляет собой мощное средство обмена готовыми к работе программными заготовками.
Т.о. библиотека классов Delphi это фактически набор кирпичиков созданных программистами – разработчиками для построения программ пользователей.
Наследование.
Любой класс может быть порожден от другого класса, для этого при его объявлении указывается имя класса – родителя:
TChildClass= class (TParentclass)
Порожденный класс автоматически наследует и поля, и методы, и свойства своего родителя и может добавлять их новыми. Механизм наследования позволяет создавать иерархию классов. Все классы Object Pascal порождены от единого родительского класса TObject. Этот класс не имеет полей и свойств, но включает в себя методы самого общего назначения, обеспечивающие весь жизненный цикл любых объектов – от создания до уничтожения. Программист, не может создать класс, который не был бы дочерним классом TObject. Поэтому следующие два объявления классов идентичны:
TClass= class (TObjeсt)
TClass= с lass
Принцип наследования приводит к созданию ветвящегося дерева классов от TObject к его потомкам, каждый потомок дополняет возможности родителя новыми возможностями и передает их своим потомкам.
Рассмотрим небольшой фрагмент дерева классов Delphi. Класс TPersistent обогащает возможности своего родителя TObject: он «умеет» сохранять данные в файле и получать их из него, в результате это умеют делать и все его потомки. Класс TComponent, в свою очередь, умеет взаимодействовать со средой разработчика и передавать это умение своим потомкам. ТControl не только способен работать с файлами и средой разработчика, но он еще умеет создавать и обслуживать видимые на экране изображения, а его потомок TWinControl – создавать Windows-окна и т.д.
|
|
TObject
TInterfaceObject Exception
TPersistent
TComponent
TControl
TWinControl
Полиморфизм.
Полиморфизм – это свойство классов решать схожие по смыслу проблемы разными способами.
В рамках Object Pascal поведенческие свойства класса определяются набором входящих в него методов.
Изменяя алгоритм того или иного метода в потомках класса, программист может давать этим потомкам отсутствующие у родителя свойства. Для изменения метода необходимо перекрыть его в потомке, т.е. объявить в потомке одноименный метод, но реализовать в нем новые нужные действия. В результате в объекте – родителе и в объекте – потомке будут действовать два одноименных метода, но имеющих разную алгоритмическую основу, а, следовательно, придающую объектам разные свойства. Это и называется полиморфизмом объектов.
Составляющие класса.
Составляющими класса являются поля, методы, свойства.
Поля
Определение: Полями называются инкапсулированные в классе данные. Они аналогичны полям записи. Поля могут быть любого типа, в том числе и типа класс. Для обращения к полям используются составные имена вида:
<имя объекта>.< имя поля>
Поля класса доступны всем его методам. Поля и методы у разных объектов одного класса одни и те же.
Например:
type
Тcomp=class
re,im:real
end;
var a:Тcomp;
begin … … …
a.re:= 6.5;
a.im:=-10.5;
… … …
end.
Т comp – имя класса, содержащего два поля: re и im, a – объект класса Тcomp (т.е. переменная комплексного типа), ее значениями являются пары вещественных чисел – действительная и мнимые части.
В объектно-ориентированном программировании прямой доступк полям объекта нежелателен. Чтение и обновление их содержимого должно производится вызовом соответствующих методов. В Delphi у всех стандартных классов все поля недоступны и заменены базирующимися на них свойствами.
При создании новых классов на базе ранее созданных класс-потомок наследует все поля класса-родителя. Удаление и переопределение полей родителя невозможно. Можно добавлять новые поля в классе-потомке.
Например: type
TPerson = class
fam: string
end;
TStudent = class (TPerson)
grup: integer
end;
var x:TStudent;
Таким образом объект х имеет два поля: поле fam, наследуемое от класса TPerson и свое поле grup.
Класс – потомок получает все поля всех своих предков и может дополнять их своими, но не может переопределять их или удалять.
Т.о. чем ниже в дереве иерархии располагается класс, тем больше данных получают в свое распоряжение его объекты. Отметим, что почти все классы имеют имена, начинающиеся с буквы T (от слова Type).
Методы
Метод – это процедура или функция, описанная в классе и предназначенная для операции над полями.
Методы описываются как обычные процедуры и функции, но в описании класса записывается лишь заголовок процедуры или функции. Отличие метода от процедуры состоит в том, что помимо явно описанных параметров в заголовке метода, методу всегда не явно передается еще и указатель на вызвавший его экземпляр; он хранится в переменной Self.
Полные описания методов делаются после того, как завершено описание класса объекта. При этом заголовок метода будет иметь вид:
Procedurе < имя класса>.< имя метода> (<формальные параметры>);
Function <имя класса>.<имя метода> (<формальные параметры>):
< тип функции>;
Разрешено писать сокращенный заголовок метода. За заголовком метода следует блок, то есть раздел описаний и раздел операторов. Метод имеет доступ к полям данных объекта, не требуя передачи их ему в виде параметров. Поэтому имена полей класса и имена формальных параметров метода класса не должны совпадать.
|
|
При вызове метода класса записываются составные имена вида:
< имя объекта>.< имя метода>
При вызове метода указываются фактические параметры, если этот метод имел формальные параметры при описании.
Например:
Type ТСomp=class
re, im: real; { поля класса ТСomp }
procedure Add(z:Tcomp);
function Modul:real; { методы класса ТСomp }
………
end;
{ затем в разделе var описываются объекты a, b }
Var a, b:ТComp;
Begin
………
a. Add(b);
{ объект а вызывает метод Add с фактическим параметром b }
b. Modul;
{ объект b вызывает метод Modul }
………
End.
Так как в Delphi прямой доступ к полям объекта нежелателен, в классе необходимо создать методы, предусматривающие ввод и вывод значений всех его полей.
Например:
Type ТСomp = class
re,im: real;
… … …
procedure set (x,y: real); {метод записи в поле, т.е. присвоения }
end; {значений x,y полям re и im }
procedure ТСomp.set; {сокращенный заголовок метода, без параметров}
begin
re:=x;
im:=y;
end;
var a,b: ТСomp;
begin … … …
a.set (-5,10);
b.set (1.3,13.8);
… … …
end.
В Delphi объект – динамическая структура. Переменная объект содержит не данные, а ссылку на данные объекта, то есть переменные a,b являются указателями, содержащими адреса объектов. Поэтому программист должен позаботиться о выделении памяти для этих данных. Форма обращения к объектам классов в Object Pascal отличается от формы обращения к другим указателям и динамическим переменным. Для обращения к полям и методам объекта в Object Pascal не надо использовать «^».
Таким образом класс и объект этого класса описываются:
Type
< имя класса > = class ( < имя класса - родителя > )
{поля, методы, свойства}
end;
{описания методов класса}
Var
<имя объекта>: <имя класса>;
Создание и уничтожение объектов.
В состав любого класса входят два специальных метода: конструктор и деструктор. Эти методы у класса TObject называются Create и Destroy, так же они называются и в большинстве его потомков.
Определение: Конструктор – специальный метод, который распределяет объект в динамической памяти и помещает адрес начальной ячейки памяти в переменную Self, которая автоматически объявляется в классе.
|
|
Определение: Деструктор – специальный метод, который удаляет объект из динамической памяти.
Обращение к конструктору должно предшествовать любому обращению к полям и методам объекта. Т.о. объект «появляется на свет» в результате вызова конструктора Create, который инициализирует объект.
Конструктор может включать инициализацию значений всех или некоторых полей объекта, открытие файлов, запрос оперативной памяти динамическим переменным.
Delphi осуществляет инициализацию полей класса: все числовые поля инициализируются нулем, строковые – пустой строкой, логические – значением false, указатели – значением nil.
Для вызова конструктора необходимо записать:
< имя объекта>:= <имя класса>.<имя конструктора>;
Нужно указать еще и фактические параметры, если они есть.
Например:
a:= ТСomp. Create;
Здесь появляется объект a.
Внимание! Как же так, ведь объекта еще нет, а мы уже вызываем его метод. Обратим внимание на то, что вызывается метод ТСomp.Create, а не a. Creatе.
Для освобождения памяти, занятой объектом, используется специальный метод – деструктор, который обычно имеет имя Destroy.
Деструктор осуществляет завершающую работу с полями класса, может содержать закрытие файлов, освобождение оперативной памяти, выделенной динамическим переменным. Доступ к деструктору осуществляется следующим способом:
< имя объекта>.< имя деструктора>;
Например: a.destroy;
По своей форме конструкторы и деструкторы являются процедурами, но объявляются в классе с помощью зарезервированных слов Constructor и Destructor.
Type TMyClass=class
IntField:Integer;
Constructor Create(а:integer);
Destructor Destroy;
end;
Любые поля объекта, а так же методы класса, оперирующие с его полями, могут вызываться только после создания объекта с помощью вызова конструктора:
var a: ТСomp;
begin a.re:=0;{ошибка, объект пока не создан}
a:= ТСomp. Create; {создается объект a}
a.re:=0;
.....
a. destroy; {уничтожение объекта}
end.
Обращение к деструктору объекта будет ошибочным, если объект не создан конструктором и если адрес объекта nil, поэтому для удаления объекта следует вызвать метод free, который сначала проверяет, не равен ли адрес объекта nil, а затем вызывает метод destroy.
Например: a. free; – уничтожение объекта.
Методы destroy, create есть и у общего предка всех классов TObject, поэтому если в классе-потомке не указан конструктор или деструктор, то он наследуется от общего класса-родителя.
Например:
type
Тcomp = class
re,im:real;
procedure input (x,y:real);
{конструктор и деструктор явно }
..... { не указаны, они наследуются от класса TObject }
end;
procedure Тcomp.input;
begin re:=x;
im:=y;
end;
var a,b:Тcomp;
begin
a:= Тcomp.create; {вызывается конструктор}
a.input (6,10);
.....
a.free {вызывается деструктор}
end.