Implementation. var AFirstObj:TFirstObj; // объект класса TFirstObj

Implementation

var AFirstObj:TFirstObj; // объект класса TFirstObj

ASecondObj:TSecondObj; // объект класса TSecondObj

procedure TSecondObj.Metod4;

begin Metod1; // не допустимо, т.к. Metod1 не доступен

// в другом модуле

Metod2; // допустимо, т.к. класс TSecondObj является

// потомком класса TFirstObj

Metod3; // допустимо, т.к. Metod3 описывается в секции

//public

end;

procedure TestProc2;

begin AFirstObj:=TFirstObj.Create;

AFirstObj.Metod1; // не допустимо т.к. Metod1

//не доступен в другом модуле

AFirstObj.Metod2; // не допустимо т.к. в описании

// Metod2 есть обращение к Metod1

AFirstObj.Metod3; // допустимо

AFirstObj.Free;

end;

.....................

End. // конец модуля Second

Три области видимости private, protected, public упорядочены по возрастанию видимости методов. В классах–потомках можно повысить видимость методов и свойств, но не понизить её.


Создание класса комплексных чисел.

Создадим класс комплексных чисел, в котором реализована комплексная арифметика. Для этого создадим модуль Complex с описанием класса Comp.

Unit Complex;

interface

Uses SysUtils, Dialogs;

Type comp= class

re,im:real;

function modul:real;

// методы ввода и вывода значений действительных части объекта класса Comp

procedure Impre(x:real);

Function Outre:real;

//методы ввода и вывода значений мнимой части объекта класса Comp

procedure Impim(y:real);

Function Outim:real;

//методы сложения, вычитания и умножения объектов класса Comp

procedure Add(z:comp);

procedure Sub(z:comp);

procedure Mul(z:comp);

end;

Procedure Comp.Impre;

begin re:=x;

end;

procedure Comp.Impim;

begin im:=y;

end;

function Comp.Outre;

begin result:=re;

end;

function Comp.Outim;

begin result:=im;

end;

procedure Comp.Add(z:Comp);

begin re:=re+z.re;

im:=im+z.im;

end;

{Комплексное число z (параметр метода) прибавляется к исходному числу - объекту класса Comp}

procedure Comp.Sub(z: Comp);

begin re:=re – z.re;

im:=im – z.im;

end;

procedure Comp.Mul(z: Comp);

var x:real;

begin x:=re*z.re – im*z.im;

im:=re*z.im + im*z.re;

re:=x;

end;

function Comp.modul;

begin result:=sqrt(sqr(re)+sqr(im));

end;

End.

Заметим, что методы Add, Sub, Mul используются для сложения, вычитания и умножения двух комплексных чисел – объектов класса Comp. Здесь действует правило: при выполнении двуместных операций первым операндом является сам объект (т.е. его поля), вторым операндом – тот который является формальным параметром метода, а результат сохраняется в полях первого операнда.

Запишем программу, которая использует созданные поля и методы класса Comp из Unit Complex для конкретных объектов a и b.

Program Use_Complex;

Uses SysUtils,Dialogs,

Complex in ‘Complex.pas’;

var a,b:Comp;

t:real;

Begin a:=Comp.Create; {конструктор создает объекты a и b}

b:=Comp.Create;

{ Impre и Impim вводят значение действительной и мнимой части объектов a и b}

a.Impre(1);

b.Impre(3);

a.Impim(5);

b.Impim(4);

t:=b.Modul; {объект b вызывает метод Modul }

writeln (‘t=’,t:10:3);

a.Add(b); {объект a вызывает метод Add с параметром b}

writeln (‘Add a=’,a.Outre,‘ ’,a.Outim); {методы Outre и Outim выводят значения суммы объектов a и b }

a.Impre(1);

a.Impim(5);

a.Sub(b);

writeln (‘Sub a=’, a.Outre,‘_’,a.Outim);

a.Impre(1);

a.Impim(5);

a.Mul(b);

writeln (‘Mul a=’, a.Outre,‘_’,a.Outim);

ShowMessage(‘результат’); {вывод в окно сообщения слова “результат” с кнопкой “ОК”}

b.Free; {уничтожение не нужных объектов методом Free}

a.Free;

End.

Заметим, что в данном примере конструктор и деструктор не описаны при описании класса, поскольку они унаследованы от предка класса Comp – класса TObject.

Создание класса векторов

Создадим модуль VecMat с описанием класса TVect, в котором реализованы основные операции векторной алгебры. В этом модуле будет использовано основное векторное свойство Property Elem.

При инициализации вектора в динамической памяти выделяют участок, в котором последовательно будут размещены его элементы. Указатель Orig на начало этого участка и методы OutElem и InpElem – для записи и чтения значений элементов определены в секции Private, а значит, будут скрыты. Свойство Property Elem определено в секции Public, а значит доступно в других модулях и программах.

Остановимся подробно на следующем:

1. Описание метода определения адреса динамической памяти для j-го элемента вектора – метода ElemP.

Метод ElemP позволяет интерпретировать байты памяти, отведенные под элемент с номером j, как значение вещественного типа. Он записывается в секции protected(защищенной), поэтому он доступен потомкам класса TVect.

При описании метода ElemP используются:

· функция Sizeof(x) – дает размер аргумента x в байтах;

· функция Ptr(x:integer) – стандартная функция типа указатель, которая преобразует адрес памяти (адрес=сегмент+смещение) в указатель.

function TVect.ElemP;

begin ElemP:=Ptr(LongInt(Orig))+(j – jMin)*Sizeof(Real));

end;

вычисляется как функция Ptr от базового адреса (указатель Orig на начало области динамической памяти + смещение на j – jMin, умноженное на размер каждого элемента в байтах). Для обратного преобразования можно использовать явное приведение типов LongInt (p) – преобразует указатель р в целое число типа LongInt. Для размещения этого целого числа будет отведено 4 байта.

2. Заметим, что в данном модуле описывается конструктор и деструктор.

а) описание конструктора:

Constructor TVect.Create(jMin_;jMax_:integer);

begin inherited Create;

{вызов унаследованного конструктора от предка}

jMin:=jMin_;

jMax:=jMax_;

GetMem(Orig,(jMax – jMin + 1)*Sizeof(Real));

Vanish;

end;

процедура GetMem выделяет в динамической памяти область размера (jMax – jMin + 1)*Sizeof(Real) и присваивает адрес этой области указателю Orig.

Метод Vanish – очищает вектор (создает нулевой вектор)

б) описание деструктора:

Destructor TVect.Destroy;

begin FreeMem(Orig,(jMax – jMin + 1)*Sizeof(Real));

{освобождает указатель Orig от адреса данной области памяти}

inherited Destroy;

{вызов унаследованного деструктора от предка TObject }

end;

В классе TObject конструктор – это статический метод, а его деструктор – виртуальный метод, поэтому при перекрытии в классе-потомке TVect деструктор описывается с использованием служебного слова override.

3. Модуль VecMat описывает двухместные операции Add, Sub. Здесь действует соглашение: при выполнении двухместной операции первым операндом является сам объект, вторым операндом – тот, который является формальным параметром метода. Результат сохраняется в полях первого операнда.

Создадим модуль VecMat, в котором описан класс TVect для реализации операций векторной алгебры:

Unit VecMat;

interface // интерфейсная часть

Type Real=extended;

RealP=^Real;

Type TVect=class


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: