Способы классификации потребностей
При научном исследовании самых разнообразных явлений, происходящих как в природе, так и в общественной жизни, возникает проблема классификации различных понятий. Классификация — это процесс группировки объектов исследования в соответствии с их общими признаками.
Как мы уже обсуждали, потребности людей безграничны. К тому же они во многом зависят от внешних обстоятельств и внутреннего мира человека. Поэтому нельзя раз и навсегда ввести единую классификацию всех потребностей. А необходимость классификации возникает довольно часто как в науке, так и в практическом применении, когда встает задача разобраться в происхождении мотивов поведения и деятельности разных людей. Каждый раз в зависимости от целей и конкретной ситуации приходится пользоваться теми или иными способами классификации потребностей. Многообразие условий, многогранность человеческой природы объективно отражаются в многообразии способов классификации потребностей. В настоящее время насчитывается около 120 различных видов классификаций потребностей.
Как известно, этот вопрос интересовал не только деятелей науки. Подобными проблемами занимались и деятели художественной культуры. Так, великий русский писатель Ф.М. Достоевский, все творчество которого направлено на исследование внутреннего душевного мира человека, делил все потребности людей на три группы:
· потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни;
· потребности познания;
· потребности всемирного объединения людей.
Выдающийся немецкий философ Г.В.Гегель,в свою очередь, выделял четыре группы потребностей:
· физические потребности;
· потребности права и закона;
· религиозные потребности;
· потребности познания.
Как видим, абсолютно разные представители мировой культуры в классификации потребностей достаточно близки. Первая группа потребностей, как у Гегеля, так и у Достоевского, относится к витальным (жизненным) потребностям. Оба также выделяют группу потребностей, которую следует отнести к социальным (потребности всемирного объединения людей – у Достоевского и потребности права и закона - у Гегеля). И, наконец, потребность познания, присутствующая в двух разных классификациях, может быть отнесена к духовным потребностям.
Ряд исследователей при анализе социальных процессов пользуются понятием «базовые потребности», под которыми понимаются всеобщие потребности, присущие всем людям.
К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности. Каждая из выделенных потребностей содержит в себе множество составляющих. Например, социальные потребности содержат потребность в общении, самовыражении, в защите прав и достоинства личности и т.п.
Биологические потребности, как отмечалось выше, являются первичными потребностями жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела.
Материальные потребности – потребности в условиях и средствах удовлетворения всех других потребностей. Это потребности в пище, жилище, одежде. Все материальные потребности вместе со способами их удовлетворения определяют уровень жизни. Материальные потребности могут являться самоцелью, тогда это ведет к деградации, как личности, так и общества, формируя тип человека-потребителя. Они же могут обладать гуманистической ценностью, когда служат средством всестороннего гармонического развития личности. Причем это развитие становится неотчуждаемой, неотделимой от человека принадлежностью личности и создает тем самым для нее существенные преимущества в меняющихся, сложных условиях жизни.
Особая роль в жизнедеятельности личности принадлежит социальным потребностям. В отличие от биологических и материальных этот тип потребностей не всегда побуждает человека к их немедленному удовлетворению. Однако в иерархии потребностей их роль очень велика. На заре человечества именно они побуждали людей к объединению для того, чтобы противостоять враждебным силам природы, чтобы сохранить человека как вид. Именно благодаря им воплощались в жизнь основные принципы выживания, основанные на запретах, табу, которые присутствуют в настоящее время практически во всех мировых культурах. В европейской культуре эти принципы известны под названием Десяти заповедей. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии. Для более подробной классификации выделим три основных группы внутри социальных потребностей: потребности «для других», потребности «вместе с другими», потребности «для себя».
Потребности «для других» - потребности, выражающие родовую сущность человека. Это потребность общения, защиты слабого, помощи нуждающимся. Наиболее остро эта потребность проявляется в альтруизме. Ярким примером проявления этого класса потребностей является образ Прометея, воспетого древней мифологией, - героя, принесшего людям огонь и несущего за это пожизненную кару. В русской литературе эта потребность отражена в образе героя М.Горького Данко, который освещал людям путь из тьмы своим горящим сердцем.
Потребности «вместе с другими» - группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей и общества в целом: потребность в безопасности, потребность свободы, мира, борьбы с терроризмом, смены политических режимов. Эти потребности объединяют людей для решения задач общественного прогресса. Ярким примером проявления этого типа потребностей явился массовый героизм советского народа в годы Великой отечественной войны. В условиях мирного развития эта потребность проявляется, в том числе, в деятельности участников волонтерского движения, которые осуществляют бескорыстную помощь людям, в этой помощи нуждающимся.
Потребности «для себя» - это потребности самореализации, самоутверждения, самоидентификации, потребность занимать определенное место в обществе, потребности власти и влияния на других людей. Этот тип потребностей потому относят к социальным, что они тесно связаны с потребностями «для других». При этом следует учитывать, что потребности «для себя» гораздо легче реализовать, если при этом не посягать на потребности «для других», а потребность во власти, например, реализовывать не для того, чтобы манипулировать людьми, а чтобы воодушевлять их на нужную и полезную для общества деятельность.
Духовные потребности – потребности в достижении высоких целей, в стремлении к самореализации, возвышенным личным и общественным идеалам, общечеловеческим ценностям. Предметом духовных потребностей
является стремление к прекрасному. Духовность выражается в преодолении в сознании человека низменных инстинктов, в выходе сознания за пределы повседневных нужд и возвышении его до всеобъемлющего миропереживания. Духовность – самое ценное богатство человека, которое в отличие от материального богатства неотделимо, неотторжимо от его сущности. Именно духовно богатый человек способен на самые возвышенные чувства: истинный патриотизм, бескорыстную дружбу, верную и преданную любовь, альтруизм.
Примеры высокой духовности мы находим в мировой и отечественной истории. Таких примеров немало. Достаточно вспомнить имена представителей разных эпох и народов, навсегда вписанные в историю человечества. Вот некоторые из них.
Джордано Бруно - итальянский философ и поэт 16-го века, последователь гелиоцентрической теории Коперника, осуждённый католической церковью за свободомыслие как еретик и сожженный на костре инквизиции. Даже под угрозой мученической смерти он не изменил своим убеждениям.
Януш Корчак - польский писатель, педагог, врач первой половины XX-го века. Свои главные принципы воспитания он изложил в книге с символическим названием "Как любить детей". В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто и погиб в газовой камере концлагеря Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками, своей жизнью продемонстрировав, что значило в его понимании "любить детей".
Андрей Дмитриевич Сахаров — выдающийся советский физик XX-го века, один из создателей советской водородной бомбы, пришедший к осознанию недопустимости использования достижений современной науки для уничтожения жизни. Академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира, А. Д. Сахаров еще при жизни получил нарицательное имя «русская совесть» за то, что имея твердые убеждения, последовательно отстаивал их, невзирая на изощренные попытки властей заставить его замолчать. Причем, на разных этапах власть не гнушалась никакими методами: от прямого отлучения ученого от дела всей его жизни до попыток задобрить с помощью реабилитации и признания его заслуг.
Александр Исаевич Солженицын — знаменитый русский писатель XX-го века, публицист, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии. Широкую известность А. И. Солженицын, помимо литературных произведений (как правило, затрагивающих острые общественно-политические темы), получил также историко-публицистическими произведениями об истории России XIX—XX веков. Диссидент, проведший несколько лет в советских лагерях, активно выступавший против политического строя СССР и политики его властей, высланный ими за границу, он продолжал борьбу за свои идеи и в нечеловеческих условиях Гулага, и в заграничном изгнании. Целью его жизни было обустройство России на основе принципов гуманности и справедливости.
Список этот можно продолжать и продолжать. При всем различии судеб и мировоззрений, всех этих людей объединяет следование высоким идеалам добра, справедливости, красоты.
Естественно, что удовлетворение духовных потребностей отнюдь не всегда требует от человека жертвенности и подвига, как в приведенных выше примерах. Но всегда это требует от него работы души, затраты душевных сил, следования намеченным высоким целям, следовательно, воспитания характера, проявления волевых качеств. Т.е. понятие «духовность» отражает деятельную сущность человека.
Наиболее полно осознать смысл понятия «духовность» можно по контрасту с противоположным понятием – «бездуховность». Бездуховность – это свойство сознания, не выходящее за пределы повседневности, потребительства, утилитарной пользы, вещизма. Бездуховность людей, когда она становится массовым явлением, приводит к деградации общества и природы. Именно бездуховность привела к появлению опасного феномена ХХ – ХХI веков – homo consumer – человека потребляющего, в отличие от homo sapiens – человека разумного.
Возможен и другой подход к классификации потребностей - на основе оценки роли потребностей в становлении и гармоническом развитии личности. В этом случае критерием классификации потребностей служит их гуманистическая и этическая направленность. По этому признаку все потребности можно разделить на разумные и неразумные.
Разумные потребности - это такие потребности, удовлетворяя которые, человек совершенствует себя: свое тело и свои моральные качества, развивается сам и способствует прогрессу общественной жизни. Удовлетворение неразумных потребностей приводит к распаду личности, деградации общества, нарушению выстраиваемого веками на протяжении истории человечества баланса между человеком, природой и обществом.
Разумные потребности принято характеризовать с помощью следующих критериев:
· чувство меры в удовлетворении потребностей (мерой называется количественный предел, переход через который приводит к появлению нового качества. При нарушении меры, естественно, можно получить и нежелательное качество какого-либо предмета или явления). В определении меры очень полезно опираться на здравый смысл и принятые в обществе взгляды и нормы.
· гармоничное сочетание различных потребностей. Личность человеческая многогранна и противоречива, она характеризуется многообразием интересов и потребностей. Чрезмерное внимание к удовлетворению какой-либо потребности (пусть самой возвышенной) с неизбежностью ведет к подавлению других. А это, в свою очередь, способствует возникновению неудовлетворенных потребностей и, как следствие, – стрессов и комплексов у человека.
· соответствие потребностей возможностям и способностям личности. Между понятиями «потребности» и «возможности» объективно существует естественное противоречие, выражающееся в том, что мир потребностей безграничен (вслед за каждой удовлетворенной потребностью возникает новая), а ресурсы человека всегда конечны. И если на раннем этапе своего развития человек не усвоит эту простую истину, вся его жизнь может превратиться в сплошной кошмар: всегда найдется кто-то, чьи потребности удовлетворены полнее. Именно это порождает чувство зависти, а иногда и ненависти, и, самое главное, разрушает личность. Это отнюдь не означает, что человек не должен стремиться удовлетворять свои растущие потребности, просто здесь как раз и проходит водораздел между потребностями разумными и неразумными. Именно удовлетворение растущих разумных потребностей способствует развитию как отдельно взятого человека, так и прогрессу общества в целом.
Из этого свойства вытекает еще одна характеристика разумных потребностей:
· управляемость. Если человек управляет своими потребностями, умеет расставлять приоритеты в их удовлетворении, - это потребности разумные. Если же потребности управляют поступками, деятельностью, а иногда и судьбой человека, такие потребности, безусловно, признать разумными нельзя. Ж. Руссо французскому мыслителю, писателю, композитору XVIII века принадлежат слова: «Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся».
Существующие в современном мире пороки: преступления против личности и общества, алкоголизм, наркомания и т.п. объясняются, главным образом, неразумными потребностями. При этом иногда бытует заблуждение относительно природы этих пороков. Конечно, нередки случаи, когда недостаток средств к существованию толкает людей на нарушение общепринятых норм морали и права. Но в современном мире гораздо чаще встречаются случаи таких нарушений во внешне вполне благополучной среде. Вызвано это пресыщением людей материальными благами и бездуховностью в удовлетворении потребностей.
В практической деятельности (особенно, при управлении поступками отдельных людей и деятельностью трудовых коллективов) очень важна связь мотивации с потребностями людей. Для того чтобы побуждать их к высокопроизводительному творческому труду, необходимо уметь находить эту связь. В этих случаях наиболее приемлемой является классификация потребностей, предложенная во второй половине ХХ века Мак Клеландом. Эта классификация, используемая им в рамках теории мотив ации, пользуется большой популярностью в современной деловой среде.
Теория мотивации Мак Клеланда опирается на три базовые потребности, которые в той или иной степени присущи людям: в достижении, в принадлежности и во власти.
Первой из них - потребностью в достижении - обладают люди, которые стремятся быть впереди, преуспеть, брать на себя ответственность за принятые решения. Например, как показывают социологические исследования, порядка 80% студентов, обладающих значительной долей подобных потребностей, занимают по окончании ВУЗов должности управляющих в бизнесе и другие высокие позиции.
Потребность в принадлежности выражается в стремлении приобретать друзей, быть членом группы, ассоциироваться (объединяться) с другими. У людей, для которых этот тип потребностей является основным (доминантным), потребность в принадлежности существенно выше желания преуспеть. Такие люди в деловые партнеры выбирают себе не «отличников», а друзей. Из них значительно реже получаются успешные лидеры в бизнесе, производстве, общественной деятельности.
И, наконец, потребность во власти означает стремление осуществлять контроль над другими, доминировать, влиять на них. Это может воплотиться в стремление как подчинять людей своей воле, так и в желание вдохновлять их.
Также очень популярной в бизнесе конца ХХ века стала разработанная А. Маслоу иерархия («лестница», «пирамида») потребностей. Классификация потребностей по Маслоу в настоящее время широко применяется при изучении потребностей покупателей товаров и услуг и при решении задач управления.
Создавая свою теорию потребностей, Маслоу сделал следующие допущения:
· все люди приобретают примерно одинаковый набор мотивов, как генетически, так и с помощью социальных взаимодействий;
· некоторые мотивы более фундаментальны, чем другие;
· наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены (хотя бы частично) до того, как начинают действовать более продвинутые мотивы.
Рис. 2 Пирамида потребностей Маслоу
Все потребности людей Маслоу расположил по иерархическому принципу: в соответствии с их значимостью. Предполагается, что потребности более высокого уровня не удовлетворяются, пока не будут удовлетворены те, которые расположены ниже.
У этой модели, как и любого метода, есть ограничения. Прежде всего, она ориентирована на западную культуру. Как указывалось ранее, многообразие проявлений сущности человека в значительной степени зависит от культурных традиций: то, что считается нормой в западных культурах, отнюдь не является таковым в восточных. Так, на Востоке принадлежность к группе может значить гораздо больше, чем потребность в признании.
Также модель не учитывает ситуационность мотивации: голодный человек не всегда забывает о потребностях более высокого уровня. Во имя самореализации люди часто отказываются от материальных благ.
И, наконец, поведение человека может мотивироваться не одной, а сразу несколькими потребностями.
Как видим, ни один из перечисленных способов классификации (а это – далеко не полный их перечень) не является универсальным. Для решения практических задач приходится опираться на те из них, которые в наибольшей степени этим задачам соответствуют, а также на соображения логики, здравого смысла и интуицию.
Контрольные вопросы и задания
1.Поясните, для чего применяется классификация в науке.
2.Чем определяется многообразие способов классификации потребностей?
3.Какие способы классификации потребностей вам известны?
4.Расскажите о способах классификации потребностей, предложенных Достоевским и Гегелем.
5.Поясните, что представляют собой разумные и неразумные потребности.
6.Приведите примеры проявления высоких духовных потребностей в истории человечества.
7.В чем заключается сущность теории мотивации Мак Клеланда?
8.Из каких уровней состоит пирамида Маслоу?
9. Каковы допущения и ограничения модели потребностей по Маслоу?
Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, в отрыве от других потребностей. Все потребности людей тесно взаимосвязаны. В зависимости от конкретной ситуации, от факторов общественной жизни, а также от индивидуальных особенностей человека та или иная потребность у разных людей проявляется и удовлетворяется по-разному. Одна и та же потребность может служить мотивом, как для высоких поступков, так и для удовлетворения самых низменных страстей. В этом проявляется диалектика личности и общества. (Напомним, что понятие «диалектика» характеризует метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций. В более узком смысле это понятие характеризует единство и борьбу противоположностей).
История человечества знает немало примеров того, как потребность в любви, например, заставляла людей, как совершать подвиги, сделавшие их имена бессмертными в памяти человечества, так и идти на преступления. Вспомним образы Отелло У.Шекспира или Алеко из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».
Подобные примеры можно привести относительно удовлетворения любой потребности.
Для реализации своих потребностей человеку на его жизненном пути постоянно приходится осуществлять выбор предметов и способов удовлетворения потребности. Это сложный процесс, связанный, прежде всего, с осознанием цели деятельности индивида и умением воплощать ее в жизнь. В процессе исторического развития общества изменяется личность, происходит изменение условий жизни, а, следовательно, осуществляется и трансформация потребностей. В результате биологическая потребность может перерасти в социальную, материальная в духовную и т.п.
Например, потребность в безопасности, защищенности в современных условиях жесткой конкуренции на рынке труда часто перерастает в потребность в самовыражении. Происходит это потому, что наилучшие потребительские свойства продуктов труда в значительной мере гарантируют их высокую конкурентоспособность. Поэтому наиболее востребованными в этих условиях являются профессионалы высокого уровня, люди, неординарно мыслящие, творческие, т.е. стремящиеся к самовыражению. Поскольку именно они способны создавать товары и услуги, отличающиеся новизной и высоким совершенством.
Таким образом, потребности имеют виртуальный характер, они трансформируются под влиянием внутренних и внешних факторов. При этом у каждого человека в каждый конкретный момент существует иерархия потребностей. Доминирующей является та, которая лучше всего мотивирована, т.е. более всего соответствует цели и смыслу жизни человека, лучше снабжена средствами своего удовлетворения.
Большая роль в трансформации потребностей принадлежит эмоциям. Именно эмоции вдохновляют человека на удовлетворение потребностей, направляют процесс поиска способов их удовлетворения. Большинству известны состояния высшего подъема душевных сил, когда человек может достичь таких вершин, которые недостижимы в обычных состояниях. Тогда и происходит трансформация потребности «для себя» в потребность «для другого» и т.п. Трансформация потребностей может происходить как в положительном, так и в отрицательном направлении. В этом также проявляется диалектика потребностей.
Процесс трансформации потребностей подчиняется закону возвышения потребностей.
Законом называется необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.
В соответствии с определением, законы развития действуют во всех экономических формациях, при любых формах общественного устройства. Это относится и к закону возвышения потребностей. Правда, в отличие от законов природы, которые не зависят от субъективных факторов, законы социального развития проявляются опосредованно, через человеческую деятельность. Поэтому в потребительском обществе с преобладанием рыночных отношений и переносом их в сферу отношений межличностных этот закон проявляется стихийно, вопреки господствующей тенденции к вещному накопительству. В гуманном обществе, к которому, безусловно, должно придти прогрессивное человечество, этот закон будет с неизбежностью проявляться в удовлетворении потребностей всех членов общества.
Закон возвышения потребностей означает возрастание роли духовных потребностей в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Духовные потребности начинают все больше влиять на материальные, облагораживая их. Проявление этого закона означает также процесс все более сильного взаимного влияния общественных и индивидуальных потребностей, с преобладанием влияния потребностей общественных на индивидуальные. Человек с прогрессом общества будет испытывать необходимость согласовывать свои индивидуальные потребности с потребностями социума. Это будет способствовать всестороннему гармоническому развитию личности, о чем человечество мечтает с времен античности.
Возвышение потребностей представляет собой не простое возрастание существующих потребностей, а возникновение новых, вызванных к жизни прогрессом техники, технологии, общественным развитием. Это относится к потребностям всех уровней. В доисторические времена не было потребностей в продуктах современной цивилизации (космических кораблях, телевизорах, компьютерах). Потребовались тысячелетия, чтобы люди ощутили и осознали эти потребности. Возвышение потребностей – и результат, и одна из причин современного мирового прогресса. В то же время возвышение потребностей происходит на фоне их возрастания. Стремление удовлетворить все новые потребности приводит к увеличению ресурсопотребления. А, как мы знаем, это в значительной мере является причиной глобальных мировых кризисов и экологических бедствий. И в этом также проявляется принцип диалектического развития природы и общества. Все более актуальной становится задача управления потребностями.
Контрольные вопросы и задания
1.В чем выражается диалектика потребностей личности и общества?
2.Приведите примеры как положительной, так и отрицательной роли эмоций в удовлетворении потребностей.
3.Опишите, чем определяется выбор предметов и способов удовлетворения потребностей.
4.Как вы понимаете, что означает трансформация потребностей? Приведите примеры.
5.В чем основное отличие проявления социальных законов от законов природы?
6.В чем заключается сущность Закона возвышения потребностей? Приведите примеры.
7.Как реализуется Закон возвышения потребностей в потребительском обществе?
8.Поясните, чем обусловлено возникновение новых потребностей.