Верстка

Таблица 2.

Единица измерения Соотношение
с единицами типографской системы с миллиметром при наборе
Пункт 1/48 квадрата 0,353
Квадрат 48 пт 6,9-17
Нонпарель 6 пт 2,15
Петит 8 пт 2,82
Корпус 10 пт 3,53
Цицеро 12 пт 4,24

Деловые шрифты, используемые для набора текстов, разделяются на шрифты с засечками (антиква, serif) – символы имеют небольшие выступы на концах основных штрихов букв –засечки (благодаря им глаз без усилий «скользит» по строчкам, что облегчает чтение) и шрифты без засечек (гротески, sans serif) – рубленные шрифты (рис. 6).

Если каждый символ шрифта занимает место, пропорциональное его ширине, такой шрифт является пропорциональным, а если все символы имеют одинаковую ширину – моноширинным (равномерным) (рис. 7).


Пропорциональные шрифты удобнее для чтения и они компактнее. Текст, набранный моноширинным шрифтом, занимает больше места, так как ширина буквы определяется самым широким символом. Такой шрифт имеет разные зазоры между буквами, из-за чего создается впечатление неравномерности текста. Зато моноширинные шрифты лучше подходят для вывода табличных данных, столбцов цифр и применяются в тех случаях, когда требуется подчеркнуть выравнивание колонок или столбцов данных по вертикали.

Внешний вид символов, составляющих шрифтовой набор, называется гарнитурой. Название шрифта, как правило, и определяет гарнитуру. В компьютерах наиболее часто используются гарнитуры, приведенные на рис. 8. Обычно шрифтовой комплект одной гарнитуры имеет четыре начертания:

· обычный (Plain);

· полужирный (Bold);

· курсив (Italic);

· полужирный курсив (Bold Italic).


Несмотря на некоторое различие во внешнем виде, это не шрифты разных гарнитур. Все они соответствуют одному авторскому замыслу и являются шрифтами одной гарнитуры, но разных начертаний.

При работе с документом могут использоваться различные оформительские эффекты шрифтов, которые выполняются программными средствами. При этом за основу берется текущая гарнитура:

· подчеркивание; · двойное подчеркивание; · подчеркивание волнистой линией; · перечеркивание; · верхний индекс; · нижний индекс; · малые прописные; · сжатый; · широкий · приподнятый · утопленный · с тенью · контур

В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть сжатым (condenced), нормальным (normal) и широким (expanded):

Pragmatica 100% нормальный

Pragmatica 80% сжатый

Pragmatica 120% широкий


Размер шрифта, выраженный в пунктах называется кеглем (рис. 9). Он определяется как расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями (границами).

Для книжного текста различимым на глаз является изменение кегля в 1 пт.

Вот пример некоторых кеглей одной и той же гарнитуры:

8 пт 10 пт 12пт 14 пт 18 пт 24 пт.

Существуют специфические наименования для отдельных кеглей, унаследованные из прошлого: бриллиант (3 пт), диамант (4 пт), перл (5 пт), нонпарель (6 пт), миньон (7 пт), петит (8 пт), боргес (9 пт), корпус (10 пт), цицеро (12 пт), миттель (14 пт), терция (16 пт), текст (20 пт).

Расстояние между базовыми линиями двух соседних строк называется интерлиньяжем. Он также измеряется в пунктах. Если интерлиньяж слишком мал, то чтение затрудняется, а если слишком велик – неоправданно расходуется пространство. Если интерлиньяж равен кеглю шрифта, то верхние и нижние выносные элементы букв в соседних строках могут касаться друг друга. Типичным считается значение интерлиньяжа, превышающее кегль на 15-25%, т.е. для шрифта в 10 пунктов интерлиньяж может быть 12 пунктов. Например:

Текст, набранный шрифтом Times New Roman с кеглем и интерлиньяжем в 11 пт, выглядит «перегруженным». Приходится прилагать усилия, чтобы удерживать взгляд на одной строке. Нижние и верхние элементы букв соседних строк могут соприкасаться, что создает впечатление неопрятности. Этот текст, набранный шрифтом Times New Roman с кеглем в 11 пт и интерлиньяжем в 18 пт, кажется «воздушным» и «прозрачным». Читать его легко, но при этом неоправданно расходуется пространство документа.

Расстояние между парами символов шрифта называется трекингом (рис. 10). Кернинг тщательно подбирается и балансируется для каждой пары символов, чтобы строки выглядели гармонично.

Кернинг – это сдвиг соседних букв ближе друг к другу для ликвидации слишком больших расстояний между ними. Чаще всего применяется для корректировки заголовков, где используются гарнитуры высокого кегля, в результате чего образуются промежутки между буквами типа У и Л, Г и Т и т.п.

Практические советы по использованию шрифтов:

· Для каждой группы документов надо найти определенный набор гарнитур. Но это не значит, что Вы должны ограничиться лишь несколькими шрифтами. Выбирайте больше гарнитур, чем требуется для одного документа, – это расширит Ваши творческие возможности.

· Общим принципом является применение гарнитур с засечками для основного текста и рубленых – для заголовков и других элементов.

· Для основного текста используйте прямое светлое начертание шрифта.

· При выборе шрифта определите, на каком устройстве будете выводиться Ваш документ. Например, лазерные принтеры печатают буквы более толстыми, чем они получаются на фотонаборных автоматах.

· Для заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых гарнитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для заголовков и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры.

· Если заголовок занимает более трех строк, гарнитура должна быть равна по насыщенности основному тексту. Если гарнитуры заголовка и текста совпадают, отделите заголовок от текста. Используя полужирное начертание шрифта для первых слов заголовка, Вы как бы даете шапку, а набор курсивом поможет отделить заголовок от основного текста, не отвлекая внимания. Если заголовок занимает менее трех строк, эффектно смотрится гарнитура более солидного вида, чем у основного текста.

· Старайтесь не применять на странице более трех различных гарнитур, а обходитесь различными начертаниями одной гарнитуры в элементах документа (заголовках, основном тексте, шапках и др.).

· Курсив отлично смотрится в шапках, строчках с фамилиями авторов, боковых заголовках.

Процесс верстки документа состоит в оформлении текста и задании условий взаимного расположения текста и иллюстраций. Целью верстки является создание оригинал-макета, пригодного для размножения документа полиграфическими методами.

Работа с системой компьютерной верстки во многом напоминает наклейку аппликации на бумагу. Сначала заготавливают отдельные объекты, а затем раскладывают их на чистом листе. Художественный эффект достигается гармоничным взаимным расположением различных элементов оформления.

Шириной набора называется выбранная длина строки в символах. Для страниц, заполненных текстом с небольшим числом разрывов (или без них) и набранных нормальным шрифтом, рекомендуется ограничивать длину строки 60 символами. Причем снижение этой величины до 50 только улучшает общее впечатление от страницы.

Если выделенное под строку место велико, что позволяет разместить более чем 50-60 символов, то можно прибегнуть к одному из следующих приемов:

1) выбрать больший кегль и за счет этого остаться в рамках оптимальной величины 50-60 символов на строку;

2) выбрать шрифт с более широкими литерами, стремясь по-прежнему не выйти за рекомендованный предел;

3) перейти к набору в несколько колонок.

При выполнении верстки текста в несколько колонок необходимо следовать следующему универсальному правилу, задающему верхний предел ширины колонки: выпишите в строку все строчные литеры того шрифта, которым предполагается набирать колонку, а затем длину полученной строки умножбте на 1,5 – это и будет максимально допустимая ширина колонки.

В соответствии с этим правилом можно определить предельное число колонок на листе в зависимости от ширины литер применяемого шрифта, т.е. в зависимости от кегля и вида шрифта.

Следующим моментом, учитываемым в процессе верстки, является выравнивание. Любой абзац при верстке можно оформить одним из следующих способов (рис. 11):

· выравниванием по левому краю,

· выравниванием по правому краю,

· центрированием,

· блочным выравниванием (совместно правым и левым).

Каждый из этих способов предполагает верстку в строку стольких слов, сколько может в ней поместиться. Отличие между ними сводится к методу дополнения верстаемой строки пробелами до установленной максимальной длины.

Левое выравнивание. Все свободное место в строке кроме необходимых пробелов между словами, смещается к правому краю. Каждая строка начинается со слова (а не с пробела). Поэтому левый край такого абзаца выглядит ровным и плотным. В то же. время правый край выглядит неровным (рваным). Правое выравнивание. Этот метод выносит все свободное место на левый кран, делая его рваным, а правый - ровным. Метод дает результат, зеркальный по отношению к левому выравниванию.
Центрирование. Свободное место в строке делится поровну между правым и левым краем, а в центре помещается «плотная» строка с необходимым количеством пробелов. В результате такого размещения оба края абзаца выглядят неровными, но абзац выглядит симметричным относительно средней вертикальной линии. Полная выключка. Свободное место между словами распределяется поровну так, чтобы и правый и левый край абзаца были ровными. Абзац при этом выглядит несколько более разреженным, чем при других способах оформления.

Рис. 10. Способы выравнивания текста

В современных НИС реализованы разнообразные алгоритмы автоматической верстки строк. Наличие таких алгоритмов позволяет отказаться от ручного разбиения слов на слоги на границах строк (ручного переноса) со вставкой дефиса. Такая ручная верстка сильно усложняет процедуру внесения последующих изменений, т.е. добавления и удаления слов, так как при этом приходится переверстывать значительную часть строк, вручную, удаляя «старые» знаки переноса и вставляя новые.

Полностью отказаться от разбиения и переноса слов невозможно, так как при малой ширине колонки это приведет к слишком большим промежуткам между словами. Большие промежутки между словами в тексте появляются обычно тогда, когда применяется блочное выравнивание и ширина колонки, в которой верстается текст, невелика. Эффект усугубляется при увеличении кегля или уменьшении ширины колонки. Для того, чтобы хоть как-то бороться с этим некоторые НИС выполняют разрядку букв (трекинг) в длинных словах у тех строк, в которых промежутки особенно велики. Результаты такой верстки с разрядкой можно часто наблюдать в газетных статьях.

При верстке следует обратить особое внимание на установку межбуквенных просветов (или пробелов) – это один из основных способов улучшения внешнего вида документа. Понятие межбуквенного просвета тесно связано с такими понятиями, как кернинг и трекинг, о которых речь шла выше.

Расположение литер в слове без коррекции межбуквенного просвета для некоторых пар символов дает малопривлекательный результат, так как создается иллюзия неравномерности интервала. Особенно это заметно, например, для пары литер WА. Мощные НИС имеют специальные средства, позволяющие определить величины межбуквенного просвета для всех пар литер каждого из используемых в них шрифтов.

Выполняемая при верстке «тонкая подгонка» межбуквенных просветов для определенных пар литер называется кернингом (kerning).

Трекинг оказывает сильное влияние на окраску текста, поскольку им определяется расстояние между отдельными буквами. Чем больше разрядка между буквами, т.е. свободнее трекинг, тем светлее окраска. Если трекинг достигает максимума, текст начинает рваться и утрачивает окраску, потому что его однородность нарушается.

При использовании трекинга рекомендуется учитывать ряд особенностей восприятия человеком типографского текста. Например, текст, набранный крупным шрифтом, выглядит лучше, если литеры в словах стоят теснее (чем при использовании стандартного интервала). Это особенно заметно, когда слово набрано целиком прописными литерами. Степень необходимой коррекции межбуквенного пробела зависит не только от кегля, но и от гарнитуры. Некоторые гарнитуры требуют более ощутимого трекинга, другие могут обойтись практически без такового. Особенно полезен трекинг в ситуациях, когда возникает необходимость плотного набора некоторых частей текста, например, в отдельных графах таблицы.

Увеличивать трекинг приходится сравнительно редко, но в двух случаях это весьма желательно. При жирных шрифтах заголовков буквы занимают все пространство, так что, кажется, и не вздохнуть. Поэтому и вводят небольшую разрядку, которую печатники так и называют - воздух. Второй случай удачного использования трекинга – разрядка букв в слове таким образом, что между отдельными буквами величина просвета превышает ширину символа. Этот прием хорош для текстов, набранных заглавными буквами, особенно если текст небольшой, расположен в одной строке и является шапкой или подзаголовком.

После этого следует поэкспериментировать с межстрочным интервалом и интерлиньяжем, чтобы подстроить текст под плотность используемой в наборе гарнитуры (рис. 11).

Например кегль 10 пт при расстоянии между строками в 2 пт называют кеглем 10 пт при интерлиньяже 12 пт, что записывается как 10/12.

Интерлиньяж считается отрицательным, когда он меньше, чем размер шрифта в строке, например, если интерлиньяж составляет 20 пт при размере шрифта 24 пт. Манипулируя величиной интерлиньяжа и приводя ее к очень маленьким значениям, можно добиться частичного наложения следующей строки на предыдущую.

В заключении верстки следует заняться подгонкой текста. Подгонку часто используют в журналах, бюллетенях новостей, газетах, там, где заранее известна площадь, на которой должны расположиться все материалы.

Обычно материала набирается больше, чем места под него, поэтому ниже следующие советы помогут несколько «ужать» текст:

· Отредактируйте текст, удаляя лишние строки. Особое внимание обращайте на строки в конце абзацев, имеющие одно-два слова. Иногда, удалив несколько символов, можно сократить целую строку.

· Уплотните трекинг, чтобы вогнать короткие строки, завершающие абзацы.

· Уменьшите интерлиньяж на половину или четверть пункта. Во многих случаях это совершенно незаметно, а в каждой колонке выгадывается несколько строк.

· Уменьшите на полпункта размер шрифта. Это эффективнее, чем кажется на первый взгляд, так как позволяет внести на полосу больше строк и уместить больше текста на каждой строке.

· Немного уменьшите ширину символов (например, установите масштаб 95%).

· Уменьшите ширину средника между колонками или слегка сократите ширину полей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: