Педагогические игровые технологии

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Как свидетельствует педагогическая практика, любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основания для оценки эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся педагогические игровые технологии.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д.

Другими словами, рекреативные, по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А.Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга:

- Методы игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Ш.Амонашвили предвидел, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

- Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива; «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»; «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра - маскарад».

1Выводы: Ретроспективный взгляд на феномен культурно-просветительской деятельности учителя-воспитателя позволяет сделать вывод: на протяжении всей истории отечественного образования российский учитель по своему призванию всегда был просветителем, активным участником культурно-просветительной работы. России принадлежит приоритет разработки в конце XIX в. Методологии внешкольного образования. Фундаментальным исследованием по данному вопросу является труд нашего соотечественника профессора Е.Н. Медынского «Энциклопедия внешкольного образования», опубликованный в 1923 г. Значительный вклад в теорию и практику внешкольного воспитания, культурно-просветительной работы внесла Н.К. Крупская. На определенном этапе, во второй половине XX в. социально значимая культурно-просветительская, творческая деятельность учителя получила официальный статус в качестве одного из видов профессиональной педагогической деятельности и включена в квалификационную характеристику государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В связи с переходом в XXI в. На многоуровневую профессиональную подготовку в ФГОС нового поколения данный вид деятельности обозначен конкретными компетенциями педагогической деятельности бакалавра. Велика роль культурно-просветительной деятельности учителя-воспитателя в современных условиях глобализации, поликультурности, толерантности, диалога культур в сфере образования всех народов мира. Успешен тот учитель-воспитатель, кто знает, понимает, владеет и реализует профессиональные культурно-просветительные компетенции в своей педагогической деятельности.

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том, чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пытаясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей, российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от векового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в мировом сообществе.

Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит богатейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.

Досуговое время летнего отдыха для детей и подростков оказывает огромное влияние на познавательную активность и деятельность молодежи. Именно в досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знаний, повышается эффективность изучения всех без исключения школьных предметов, наконец, осуществляется овладение досуговыми видами деятельности.В последнее десятилетие ХХ века был принят ряд документов в области культуры и образования, социальной и молодежной политики, которые опосредованно касаются некоторых аспектов досуга молодежи.

В Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации от 1995 года отмечается, что эффективность управления в культуре определяется условиями, обеспечивающими преемственность и эволюционность социокультурного развития, равенства прав и возможностей всех граждан, социальных групп в производстве и потреблении культурных благ.

Туристская деятельность предполагает, что во время путешествий, молодые люди посещают культурно – досуговые учреждения: музеи, театры, выставки, знакомятся с историческими, культурными, природными особенностями стран, регионов, при этом цель поездки может быть совершенно разной. Туристская деятельность столь специфична и многогранна, что включает в себя и рекреационные функции, и познавательные, и гедонистические, и коммуникативные и многие другие.

Целями культурно - просветительской и досуговых программ являются расширение кругозора учащихся, воспитание патриотизма, выработка самосознания, воспитание всесторонне развитой личности, выработка ценностных жизненных ориентиров и критериев, занятия досуга детей, расширение сфер их деятельности, развитие любви к родной природе, наблюдательности, милосердия, доброты, оздоровление организма, развитие чувства партнерства и товарищества. В известном смысле социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив. Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.

2. Выводы:

  1. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
  • Безусловная безопасность всех мероприятий.
  • Учет особенностей каждой личности.
  • Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
  • Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
  • Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
  • Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
  • Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
  • Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

2. Направления и виды деятельности в условиях лагерной смены:

  • Художественно - творческое направление
  • Трудовая деятельность
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность
  • Эстетическое направление
  • Образовательное направление
  • Досуговая деятельность
  • Кружковая деятельность

3. В первый период студенту-практиканту вместе с воспитате­лем (или вторым студентом) необходимо (за 3-4 дня) заложить основы успешной работы и жизни своего отряда в течение сме­ны: создать ситуации для быстрого знакомства членов отряда (визитки с именами, специальные формы организации воспитательной работы в отряде - игры-знакомства и т.п.); про­вести разведку интересных дел и вместе с ребятами составить план работы, определиться с характером самоуправления в отряде или наметить как при необходимости будут решаться коллективные дела, узнать детей и постараться найти среди них помощников, обеспечить психологическую поддержку воспи­танникам в довольно сложный для них адаптационный период. Именно эти дни - первый психологический кризис смены: для основной части ребят привыкать надо ко всему: новому челове­ческому и предметному окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям.

У некоторых студентов есть предубеждение к составлению плана работы на смену. Они считают, что есть общелагерный план, в котором определены наиболее значимые дела, а ос­тальное определят погода, настроение и возникшие идеи. Ко­нечно, план не может быть жестким, в нем должно быть место для импровизации, но при отсутствии перспективного плани­рования можно упустить массу интересных и необходимых дел. В таком случае жизнь детей становится сиюминутной и нет ожидания «завтрашней радости», когда какие-то дела требу­ют предварительной подготовки. Участие ребят в КВНах, огоньках, кострах и других мероприятиях окажется спонтан­ным и эпизодическим. План работы позволяет правильно чередовать дела по характеру их познавательной, эмоцио­нальной насыщенности или физической нагрузки на детей, по их количеству в течение дня, недели, смены, тем более,

4. что в середине смены (примерно на 12-14 день) наступает второй кризисный пик, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и дру­гими взрослыми, обострение тоски по дому. Ребята уже при­выкли к лагерю и в то же время устали или от скуки и монотон­ности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то сюрпризного, неожиданного дела или события, или запланиро­вать на эти дни поход, который сломает весь привычный уклад.

5.Когда составлен план, прошла презентация отрядов и от­крыта лагерная смена, начинается ее основной период.

За 2-3 дня до конца смены начинается итоговый заключи­тельный этап с еще одним конфликтным кризисным пиком (осо­бенно если смена была 30-40 дней). Ребята устали от постоянного нахождения на людях, от дел, экскурсий, они снова вспомнили про дом. И на этот момент надо запланировать какие-то интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся расставанию. И конечно, успех всех мероприятий во многом зависит от участия самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для вожатого очень важно найти для каждого ребенка то дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную реакцию.

5. Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и подростков:

- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне и внешне;

- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

- досуг способствует объективной самооценке детей;

- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

- досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

- природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

- детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

- детский досуг широк в своем понимании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: