Внутренняя среда организации

Органические (адаптивные) организации

Механические (бюрократические) организации

Теоретической базой механической организации явились положения школы научного управления (Ф.Тейлор) и идеи немецкого социолога М.Вебера о том, что самой эффективной человеческой организации является рациональная бюрократия.

Механические организации напоминают технические устройства. Каждый компонент такой организации (подразделение, работник) выполняет строго заданную функцию, отдельные компоненты связывает жесткая совокупность правил. Властные отношения в механических организациях обычно являются вертикальными, т.е. в них господствуют жесткие иерархические отношения. Границы таких организаций четко определены.

Основной целью механических организаций является максимальное получение прибыли при оптимальном использовании ресурсов (максимальная эффективность использования ресурсов при минимальных затратах всех видов ресурсов). Это бюрократический тип организации. Он целесообразен, когда организация оперирует в простой внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная.

Примеры: завод конвейерного типа, завод автомат и др.

Достоинством механических организаций является то, что они действуют очень слаженно. В то же время их характеризует и один недостаток: в необычных условиях, а также в ситуации неопределенности они нередко дают сбой, так как их элементы не имеют возможности принимать решения свободно, без учета правил.

Органические (адаптивные) организации это организации, слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений.

Органические организации характеризуются менее жесткими отношениями между элементами и относительно большей самостоятельностью каждого из них. Каждый из элементов обладает большей свободой, чем в организациях механического типа; решения не ограничиваются такой же жестокой системой правил. Такие организации целесообразны, когда имеется сложное и динамическое внешнее окружение, т.к. они в большей степени способны приспосабливаться к меняющимся условиям (достоинства).

Пример: организация по проектированию и производству электронной техники (постоянное изменении технологии производства).

Содержание понятия «среда организации»

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды.

Среда это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы.

Различают внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов.

Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.

Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию. Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею.

Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.

Элементы внутренней среды предприятия:структура, цели, задачи, технологии, персонал.

Структура — взаимосвязь составных частей чего-либо. Структура управления — это взаимоотношения подразделений предприятия. В основу любой структуры управления положен принцип разделения труда.

Цели — желаемое состояние объекта, результат какой-либо деятельности. Основными целям и компаний в условиях рыночной экономики является производство продукции для удовлетворения потребностей покупателей и получение прибыли.

Задачи решаются для достижения поставленных целей. Основная и наиболее трудная задача менеджера – работа с персоналом, людьми.
Влияние технологии производства на управление достаточно велико. Пример: приготовление пищи (по индивидуальному заказу клиента) в хорошем ресторане и стандартная пища (комплексный обед) в дешевом ресторане быстрого обслуживания. Стандартизация упрощает требования к работнику, но одновременно повышает требования к менеджеру: нужна четкая организация производства.

Персонал (люди). Говоря о предприятии в целом, нужно помнить, что руководители и подчиненные — это люди с индивидуальными особенностями. Человек — центральная фигура в любой организации. Работа персонала на фирме является сложнейшим сочетанием разнообразных факторов, влияющих на результаты его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: