Общие правила постановки и требования к формулированию целей, оценка целеосуществления

Методическая обоснованность целепостановки во всех случаях обеспечивается правилами определения (полагания) целей. Правила эти включают:

а) описание ситуации, требущей вмешательства (действия) субъекта
управления по существенным переменным объекта управления и среды;

б) выявление приоритетов, т.е. первоочередных или наиболее важных в сложившейся ситуации направлений деятельности;

в) выбор в качестве общей, базовой или глобальной (генеральной) цели
одного приоритетного направления деятельности;

г) формулирование цели в терминах желательных конечных результатов,
а не в категориях процессов деятельности, выполнения работ по ее
достижению;

д) декомпозиция цели, т.е. разложение ее на составляющие подцели, а
последние - на их подцели и т.д., исходя из казуальности соотношения "цель-средство-результат";

е) построение графической модели "Дерево целей";

ж) проверка по уровням и вершинам последнего полноты состава
подцелей, так как "пропуск" хотя бы одной подцели означает, что подцель
(цель) вышестоящей вершины лишается одного из средств своей реализации;

з) проверка правильности соподчиненности целей и недопущение
постановки в один иерархический ряд цели и ее подцели как соответственно
функции и аргумента;

и) исключение альтернативных или противоречивых целей, ибо если не срезать их как ненужные "побеги" и "ветви", то "дерево целей" может выродиться в "дерево решений";

к) уточнение конфигурации "дерева" с учетом связей между разными "ветвями": если среди целей, исходящих из одной вершины, оказывается цель, зависимая от цели, исходящей из другой вершины, подцель этой зависимой цели должна быть "опущена" до соответствующего уровня;

л) проверка правильности формулировок целей, т.е. выяснение того, нет ли среди целей, исходящих из одной и той же вершины, по сути одинаковых, но по-разному сформулированных, и исключение, если есть, дублирования (одинаковые или частично совпадающие подцели могут иметь место не у одной, а у разных целей);

м) постановка подцелей как целевых задач перед субъектами управления подсистем;

н) переформулирование подцелей, если в первоначальной формулировке они адекватно не воспринимаются или нарушается условие "л";

о) выделение для каждого управляющего звена из множества
структуризованных целей одной, хотя бы и "ветвящейся", но главной цели,
т.е. такой, за достижение которой оно ответственно перед вышестоящим
органом;

п) установление для каждой цели (подцели) критериев ее достижения и системы оценочных показателей изоморфной системе целевых.

Приведенные правила необходимо дополнить требованиями к вербальному формулированию целей, учитывая важность речевой коммуникации в системе управления. В обычных условиях хорошая формулировка целей отвечает следующим признакам:

1) она начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном
наклонении, характеризующего выполняемые действия;

2) конкретизирует требуемый конечный результат;

3) конкретизирует заданный срок достижения цели;

4) конкретизирует максимальную величину допустимых затрат;

5) дает количественную характеристику требуемого результата работ,
необходимую для подтверждения факта достижения цели;

6) оговаривает только "когда" и "как" это должно быть сделано;

7) непосредственно отвечает целевому назначению и функциональным
обязанностям данного управляющего и его прямых начальников;

8) понятна всем, кто будет работать для ее достижения;

9) реальна и достижима, но не легка;

10) обеспечивает большую отдачу от затрат времени и ресурсов по
сравнению с другими возможными целями;

11) реализуема в пределах наличного или гарантированного объема
ресурсов;

12) исключает или минимизирует возможность двойной ответственности
за результаты совместных работ;

13) соответствует основным принципам и методам работы подразделения
и компании в целом;

14) совпадает с интересами исполнителей и не вызывает серьезных
конфликтов в организации;

15) зафиксирована письменно, копии хранятся для справок у начальника
или подчиненных;

16) согласована управляющим в личной беседе с подчиненными".

Если целепостановка - это прямая связь между субъектом и объектом, то обратная связь между ними - оценка реализации целей (целеосуществление). Противное означало бы разрыв управляющего контура. Поэтому процедура оценивания также нуждается в методических рекомендациях по проверке целеосуществления, определению результативности управления. При разработке нормативно-методических документов управления, которыми должны руководствоваться менеджеры, особое внимание следует уделить использованию общих для разных этапов целеосуществления и для форм хозяйственных организаций, как и для их функциональных систем, правил оценивания, обеспечивающих методологическое единство, а значит, и сопоставимость эффективности получаемых результатов.

Знание и тех и других - один из признаков компетентности управленцев, причем не только и не столько рядовых функционеров, сколько работников, занимающих начальственные кресла. Умение его применить является в известной мере условием продуктивности работы управляющих, признаком системности в мышлении менеджеров. Тот, кто не может построить "Дерево целей", не способен и выделить ключевые факторы, требующие особого внимания, так как от них производно достижение успеха. Следовательно, он не способен выстроить цепь причин и следствий, предвидеть итоги принимаемых решений или учесть их "последействие".

Очевидна бессмысленность постановки недостижимых целей, т.е. таких, что исключают получение позитивных результатов. Поэтому использование правил целепостановки не только способствует проверке намечаемой цели на реальность, но и необходимо предполагает наличие дополнительных правил оценки (причем как самого факта целеосуществления, так и степени или меры успеха усилий, что затрачены на пути к цели).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: