Закон», «закономерность», «зависимость» как общенаучные категории

Прежде чем приступить к подробному изучению законов организации, попытаемся разобраться, что понимается под такими общими научными категориями, как «закон», «закономерность», «зависимость». Это тем более необходимо, так как единого мнения по поводу трактовки вышеназванных понятий среди ученых – приверженцев различных философских воззрений нет. Более того, понятие «закон» трактуется ими не только не однозначно, но и принципиально противоположно. Так, с точки зрения материалистической диалектики закон трактуется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает объективные и реальные связи между предметами, между свойствами вещей, а также их отражение в сознании между свойствами внутри вещи».

С позиций объективного идеализма закон трактуется как «выражение мирового разума, воплощенного в природе и обществе». А с позиций субъективного идеализма «закон привносится познающим субъектом в реальный мир: разум дает законы природе. Например, согласно неопозитивизму закон – это чисто логический феномен; закону не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью». Мы будем придерживаться в дальнейшем изложении той точки зрения, согласно которой законы есть отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе и человеческом мышлении. Они могут носить всеобщий, т.е. всеприродный, и частный, специфический характер, отражать строго количественные и качественные связи, относиться к законам функционирования (сосуществующим в пространстве вещам) и законам развития (выражающим тенденцию или порядок следования событий во времени), законам динамическим и статистическим. Динамические законы проявляют себя через однозначность причинно-следственных связей, в то время как статистические представляют собой единство необходимых и случайных событий. Указанная классификация законов полностью отражает характер проявления законов организации.

Общие законы являются предметом философских наук, а частные (специфические) изучаются отдельными конкретными науками (физикой, химией, биологией и др.). В философской литературе по поводу соотношения между общими и частными законами существуют две прямо противоположные точки зрения. Одни авторы (М. М. Розенталь, Г.М. Глезерман) утверждают, что общие законы проявляются через специфические, действующие в той или иной группе явлений, на той или иной ступени их развития. Другие (В.П. Тугаринов, А.Д. Сирин), наоборот, утверждают, что, хотя общие законы и связаны со специфическими, они действуют самостоятельно. Указанные точки зрения имеют прямое отношение к вопросу о взаимосвязи между законом и закономерностью, о чем более подробно будет сказано ниже. Здесь же хотелось бы подчеркнуть, что в реальной действительности имеет место и та, и другая взаимосвязь. Специфические (частные) законы могут существовать самостоятельно, рядом с общими законами и быть проявлениями общих законов.

Близкой к понятию «закон» является категория «закономерность». Однако и здесь нет единого мнения о том, что же представляет из себя «закономерность» и как она соотносится с законом. Так, в большинстве случаев «закономерность» и «закон» выступают как однопорядковые категории. Однако нередко ее употребляют в несколько ином смысле, когда хотят подчеркнуть, что то или иное явление не случайно, а подчинено какому-либо закону (или комплексу законов), совершается на основе этого закона (законов). В этом понимании «закономерность» – синоним понятия «закономерное», выражает факт наличия причинно-следственной обусловленности, связи и взаимодействия явлений, интегрированное проявление законов.

Есть и другая точка зрения, согласно которой закономерность относится к объективному миру, а закон – к отражению закономерностей мира наукой.

И, наконец, существует совершенно альтернативный подход, в соответствии с которым закономерности не существуют вообще и познание их невозможно.

Столь широкий разброс мнений – повод для продолжения дискуссий между философами. Мы же в дальнейшем изложении будем исходить из того, что закономерность и закон отражают объективно существующие связи между явлениями, их причинами и следствиями. Однако в законе эти связи более устойчивы и всеобщи. Закономерность же отражает правильность, последовательность в явлениях, относящихся к определенному месту и времени. Она обусловлена, как правило, не одной, а рядом причин, складывающихся под влиянием нескольких законов. Связи, обобщаемые в закономерности, менее устойчивы, чем в законе, и справедливы лишь для данных условий развития конкретных явлений.

Закономерность существенно отличается от закона тем, что последний всегда вписывается в строгую, устойчивую систему законов действительности, закономерность же входит в весьма непостоянные текучие системы, изменяющиеся в зависимости от круга обобщенных ею фактов и изменения внешних условий. Закономерность богаче закона конкретным содержанием: кроме глубоких внутренних связей, относящихся к одному или нескольким законам, она отражает черты явлений, порожденные для данной связи причинами. Закон богаче закономерности тем, что относится к большей массе соответствующих явлений, охватывает всю совокупность этих явлений. Кроме того, если закономерность выявляется обязательно в результате обобщения фактов, то закон может быть выявлен в ходе теоретического анализа и уже в дальнейшем подтвержден (или опровергнут) фактами. Закономерности, как и законы, подразделяются на статические и динамические. Первые обобщают многозначные связи, вторые – однозначные. Поскольку статические закономерности обобщают информацию, относящуюся только к определенному пространству и времени, они выступают не как всеобщее (всеобщим являются законы), а как особенное. При расширении границ пространства и времени закономерность перерастает в закон.

Естественно, что в законе отражается лишь основная, главная черта действительности, но на деле действительность – сложнейший организм с многочисленными связями, отношениями, признаками. Чтобы понять законы действительности, нужно пройти многие промежуточные ступени, звенья. Поэтому собственно законы открываются, как правило, на базе уже выявленных закономерностей, что соответствует общему ходу человеческого познания, которое идет от единичного (зависимости) к особенному (закономерности) и всеобщему (закону). В то же время действие законов обнаруживается через действие закономерностей. Следовательно, процесс познания и истолкования объективного мира идет от единичного факта (зависимости) к особенному (закономерности) и снова к единичному.

Саму закономерность можно трактовать как ступеньку к открытию закона и как форму проявления действия одного или нескольких законов.

Если рассматривать генезис закономерностей, то они, как и законы, порождаются самой действительностью, выступают отражением ее причинно-следственных связей.

В основе открытия закономерностей лежат факты, количественные и качественные зависимости между ними. Зависимость есть «отношение одного явления к другому как следствия к причине». Таким образом, прослеживается довольно явная взаимосвязь между зависимостью как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями и законами, отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между ними.

Все вышесказанное непосредственно относится к законам организации и характеризует их как выявление устойчивых организационных связей мирового целого. В этом смысле законы организации присущи целостным образованиям в природе и обществе. Они отражают существенные внутренние организационные связи как между частями целого, так и между целостными объектами, а также законы развития организационных процессов во времени. Можно выделить общие законы теории организации как всеобщей организационной науки и специфические законы, являющиеся предметами изучения таких конкретных организационных наук, как теория организаций, теория социальных организаций, теория управления, организация производственных систем и др. В этой связи рассмотрим более подробно общие и специфические законы организации и характер их проявления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: