1.Сущность издержек обращения и их классификация.
2.Факторы, влияющие на уровень издержек обращения.
3.Прогнозирование издержек обращения торговли по статьям.
4.Пути снижения расходов.
ВОПРОС 1:
Затраты торгового предприятия делятся на издержки обращения и затраты, которые не учитываются в издержках обращения.
Издержки обращения – это расходы, связанные с доведением товаров от производителя до потребителя. Для того чтобы выявить направления и целевое назначение отдельных затрат возникает необходимость учета и анализа издержек обращения по статьям.
№ Наименование статьи
1.Транспортные расходы (на бензин при перевозке товаров)
2.Расходы на оплату труда (зарплата администрации и продавцов)
3.Отчисления на социальные нужды (ЕСН)
4.Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря
5.Амортизация основных средств (износ оборудования, транспортных средств и т.д.)
6.Расходы на ремонт основных средств
7.Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП)
|
|
8.Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд
9.Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
10.Расходы на рекламу
11.Затраты по оплате процентов за пользование займом
12.Потери товаров и технологические отходы (естественная убыль)
13.Расходы на тару
14.Прочие расходы
В торговле существует такой термин как нормируемые прочие расходы (затраты на оплату кредитов, командировочные расходы, на рекламу и т.д.)
По этим статьям суммы затрат относятся на издержки обращения только в пределах лимита, а сверх лимита за счет прибыли торгового предприятия.
Издержки обращения, выраженные в процентах к товарообороту, называются уровнем издержек обращения. Уровень издержек обращения находится по формуле:
Уи.о. = И/Т * 100%,
где И – издержки обращения, Т – товарооборот.
К затратам, не учитывающимся в издержках обращения относятся:
1) налоги, сборы, платежи, относимые на финансовые результаты или чистую прибыль;
2) платежи по кредитам сверх установленной ставки;
3) штрафы, пени за несвоевременное перечисление налогов и обязательных платежей;
4) прочие расходы.
По характеру выполняемых функций затраты подразделяются:
· Прямые – связанные с выполнением основных функций хозяйственной деятельности (оплата труда продавцов, транспортные расходы, амортизация, аренда помещений, естественная убыль и т.д.)
· Административно-управленческие (косвенные) – это затраты на содержание работников аппарата и его подразделений (филиалов), материально-техническое и транспортное обслуживание, служебные командировки и т.д.
|
|
Исходя из экономической природы затраты подразделяются на:
· Дополнительные – это затраты обусловленные продолжением и завершением процесса производства (транспортировка, хранение, фасовка, сортировка и т.д.).
· Чистые издержки – это расходы, связанные с куплей продажей товаров.
По отношению к товарообороту затраты делятся на:
· Условно-постоянные – это затраты, которые менее чувствительны или мало изменяются с увеличением объема товарооборота (содержание административно- управленческого аппарата, зданий, аренда и др.).
· Условно-переменные – изменяются пропорционально объему товарооборота (транспортировка, хранение, оплата труда продавца и т.д.).
ВОПРОС 2:
Издержки обращения в торговле исчисляются в абсолютных и в относительных показателях.
Абсолютным показателем издержек обращения является их сумма.
Относительным показателем – их уровень.
Уровень издержек обращения - это процентное отношение издержек к товарообороту.
У = сумма издержек обращения: товарооборот х100%
Уровень издержек обращения - важный качественный показатель, он характеризует эффективность затрат торгового предприятия. Чем эффективнее работает предприятие, тем ниже уровень издержек.
На уровень издержек обращения оказывают влияние ряд факторов: