Установление Пасхи и праздника опресноков (12 гл.)

Глава 12. Закон о Пасхе

Глава 6

Глава 5. Первая встреча Моисея и Аарона с фараоном

Исх 5:1-2. После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. 2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.

Фараон сам сознавал себя Богом, потому отказывается признавать Бога Израилева.

На 1-м этапе Моисей ничего не добился.

Исх 5:6-11. И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: 7 не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, 8 а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; 9 дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. 10 И вышли приставники народа и надзиратели его и сказали народу: так говорит фараон: не даю вам соломы; 11 сами пойдите, берите себе солому, где найдете, а от работы вашей ничего не убавляется.

Повеление Фараона: не заинтересован в большем благополучии Египта и производительности труда, а также повеления только вредят этому, т.е. в сущности это геноцид.

Исх. 5:19-23. И увидели надзиратели сынов Израилевых беду свою в словах: не убавляйте числа кирпичей, какое [положено] на каждый день. 20 И когда они вышли от фараона, то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их, 21 и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас. 22 И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, [и] для чего послал меня? 23 ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, – Ты не избавил народа Твоего.

Видно, что в начале деятельности Моисея — полный провал. Он стал врагом и для своих, и для чужих. Это положение великого вождя и пророка, такой провал.

Исх 6:1. И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей.

Господь укрепляет Моисея.

Исх 6:2-4. И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. 3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им; 4 и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали.

Исх 7:10-12. Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. 11 И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: 12 каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

Жрецы сказали, что они могут то же самое, и сделали. Но то, что змей Моисея пожрал их, это обозначает Силу Божества.

Казни Египетские (Исх 7:14-11:10; 12:29-32)

От этих казней страдали как Египтяне, так и евреи 1. Превращение воды в кровь (Исх 7:14-25) эти казни повторили жрецы Египетские, но устранить их не могли
2. Жабы (Исх 8:1-15)
3. Мошки (Исх 8:16-19) Волхвы повторить уже не могли
страдали только Египтяне 4. Песьи мухи
5. Моровая язва
6. Воспаление, нарывы у людей
7. Град
8. Саранча
9. Тьма
10. Поражение первенцев (12:29-32)

Исх 12:1-2. И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.

Весенний месяц Авив или Нисан ствановится первым месяцем в религиозном году. «авив» by!b*a* (слав. «плодов новых», т.е. месяцем колосьев)

Исх 12:3-5. Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,

10 число. От стада отделялся агнец от овец или от коз, т.е. ягненок или козленок. Однолетний, не больше одного года жизни, мужского пола, без порока. И содержался отдельно до 14 числа (авива). Если семейство слишком маленькое, то несколько семейств должны объединиться.

Исх 12:6-10. и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне.

14 число. Вечером, при захождении солнца, его закалывали, кровью помазывали перекладину и косяки дверей. Само животное запекалось на огне и должно было съедаться с горькими травами и пресным хлебом.

Все недопеченное, внутренности, кости – нужно к утру сжечь.

Идея такова, что пока у египтян было горе (смерть первенцев), то Израиль уже торжествовал выход из Египта.

Исх 12:11. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня.

Пасха от евр. j^s#P «песах».Пасху по закону праздновали в дорожной одежде с посохом в руках, т.е. быть готовым выйти из Египта.

Чис 9:10-11 скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от [прикосновения] к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню; 11 в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее;

Если кто-либо по каким-либо причинам не может отпраздновать Пасху в какое-либо время, соответсвтенно должен был через месяц в те же самые числа, по тому же обряду отпраздновать ее.

Втор 16:5-7 Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; 6 но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта; 7 и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои.

Вводится дополнение праздновать Пасху, собираясь в одно место, т.е. дома они уже не могли праздновать.

Ст.1-2: Исходом из Египта для евреев полагалось начало новой жизни, с этого времени порабощенному народу давалась возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования. Поэтому месяц выхода евреев из Египта должен был, по воле Божией, на будущее время быть первым месяцем года. Месяц этот, называемый ниже (13:4) «авив» by!b*a* (слав. «плодов новых», т.е. месяцем колосьев), впоследствии, после вавилонского плена, получил наименование нисана (месяц цветов), он соответствует нашему марту-апрелю. Действительно, в последующие времена священный год евреев начинался с этого месяца, но в то же время у евреев сохранился другой счет месяцев для года гражданского, начинавшегося с самого месяца «тиори», соответствующего нашему сентябрю-октябрю.

Ст. 3-14; Господь называет установленный Им праздник Пасхою: «Пасха (евр. j^s#P «песах»).

Объясняя затем значение праздника, Господь говорит, что Он этою ночью пройдет землю египетскую, поразит всех первенцев Египта – от человека до скота и над всеми богами египетскими произойдет суд, под чем можно понимать поражение обоготворяемых египтянами животных, или согласно с иудейским преданием – чудесное сокрушение египетских идолов. Кровь же пасхального агнца на домах евреев будет знамением, по которому Господь «пройдет мимо их» (евр, «песахти», слав. «покрываю вы» – последний перевод, до некоторой степени, выражает другое скрытое в слове «песах» понятие – пощады). Таким образом, слово Пасха означает, в ближайшем смысле «прохождение мимо», но в то же время по своим последствиям установляемое празднество было избавлением, помилованием евреев в лице их первенцев.

Праздник Пасхи называется вечным установлением в том смысле, что он имел совершаться до конца времен ветхозаветных. Кроме того, он является вечным в собственном смысле, ибо новозаветная Пасха, прообразом которой был пасхальный агнец, будет совершаться вечно.

Жертву пасхального агнца можно рассматривать в ближайшем историческом значении – в отношении к евреям и в духовно-таинственном преобразовательном значении – в ряду ветхозаветных прикровенных указаний на устроение нашего спасения, совершенное Господом Иисусом Христом.

В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения (Исх 12:27, ср. 34:25), совершенного евреями, оставляющими Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее, как на благодарственно – умилостивительную жертву, заклание агнца и помазание кровью его домов представляло как бы выкуп за еврейских первенцев (ст.27). Вкушение же пасхального агнца всеми и членами семьи должно было изображать единение верующих с Богом через жертвенную трапезу, подобно тому, как для членов Церкви новозаветной таинство Евхаристии есть приобщение Телу и Крови Христа.

Неквашенный хлеб (ст.3) служил напоминанием быстрого исшествия из Египта, горькие травы были воспоминанием той горькой доли, от которой избавил израильтян Господь. Таинственно – прообразовательное значение пасхального агнца указано самим Писанием. По словам святого апостола Павла, Моисей «верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребить первенцев не коснулось их» (Евр 11:28). Из этих слов видно, что совершение Пасхи должно было сопровождаться верою в Искупителя и потому пасхальный агнец прообразовал Христа Спасителя, Который, по словам Иоанна Крестителя, есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29) – по словам Тайновидца «агнец, заколенный от сложения мира» (Апок 13:8). Подобно тому, как кровь пасхального агнца спасла от истребления еврейских первенцев, так все человечество, по словам святого апостола Петра избавлено «от суетной жизни и драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, появившегося в последние времена для Вас» (1 Пет 1:18-20). Таким образом, пасхальный агнец прообразовательно указывал на новозаветную Пасху – на искупительные страдания Христа: «Пасха наша, Христос, – говорит Апостол, – заклан за нас» (1 Кор 5:7).

В силу такого общего духовно-таинственного значения жертвы пасхального агнца и частные обряды этой жертвы имели прообразовательное значение. Так несокрушение костей пасхального агнца (ст.10), по изъяснения евангелиста Иоанна, прообразовательно указывало на несокрушение голеней распятому Христу Спасителю (Ин 19:31-36).

Святая Церковь в своих песнопениях выразила это понимание таинственного значения Пасхи, «делающие, – взывает Она к своим чадам, – Божественныя Пасхи причаститися, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отъимем покаянием; препояшим чресла наша умерщвлением страстей; украсим ноги сапогами, возбранительными от всякого дела лукаваго, и утвердимся палицею веры» (Стих на стих. в четв. 1 седм. поста на повеч.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: