Лекция № 8. Написание сочинения

Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий?
Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:

1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;

2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:

а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;

б) комментарий, виды комментария, способ оформления;

в) выявление позиции автора и способы ее оформления;

г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;

3) работа над композицией сочинения;

4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

Итак, опишем примерную систему уроков по подготовке к написанию сочинения.

Проблема текста

Ключевые вопросы урока:

Что такое проблема?

Как выявить проблему текста?

Как сформулировать проблему текста?

Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Ученику необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: