Наличие у языка мыслительной (когнитивной) функции означает, что язык участвует в процессах мышления и познания.
1. Как связаны язык и мышление?
Связь языка и мышления:
- Генетическая – мышление возникает одновременно с языком, социальным взаимодействием и трудом.
- Психофизиологическая – и мышление, и речевая деятельность осуществляются при помощи мозга.
За порождение и восприятие речи отвечают определенные зоны мозга, находящиеся в доминантном (чаще левом) полушарии мозга:
- Зона Брокá – в нижней лобной извилине;
- Зона Вéрнике - первая височная извилина.
При поражении какой-либо из этих зон человек может утратить способность к порождению или восприятию речи (наблюдается афазия – расстройство речи).
2. Можно ли мыслить без помощи языка?
Основные типы мышления:
ð Часть типов мышления не имеют отношение к языку.
Иллюстрации:
§ «Я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю» (Жак Адамар, математик).
§ «Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления» (Альберт Эйнштейн, физик).
|
|
3. На что опирается вербальное мышление?
Языковые структуры, при помощи которых осуществляется вербальное мышление, отличаются от языковых структур, представленных в устной и письменной речи.
ð Внутренняя речь – использование языковых единиц в ходе мыслительной деятельности. Понятие разработано Л.С. Выготским (1896-1934).
Специфика внутренней речи:
- Нечеткость;
- Фрагментарность: есть только главное;
- Ассоциативность.
4. Влияет ли язык на мышление?
Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира-Уорфа). Эдвард Сепир (1884–1939) и Бенджамин Уорф (1897–1941): язык определяет мышление, т.е. носители разных языков видят мир по-разному, через призму своих языков. Стимул – изучение языков индейцев.
Примеры:
§ В языке индейцев хопи нет слов со значением отрезков времени (час, утро и т.п.) è они иначе воспринимают время (не дробят его на фрагменты).
§ В языке пираха (Амазония): нет числительных, только ‘ несколько’ и ‘ много’ (è очень сложно обучать математике).
Предшественник – Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835): «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг».