РАЗДЕЛ II. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Рис.10.8. Коммуникационные стили.
Рис. 10.7. Образцы коммуникационных сетей.
Группа из пяти человек
Группа из четырех человек
· · · · · ·
·
· · · · ·
"Колесо" "Цепочка" "Всеканальная"
· · · · ·
·
· · ·
·
· · · · ·
"У""Колесо" "Кружок"
· · ·
· · · · · ·
· · · · · ·
"Всеканальная" "Цепочка Х" "Альфа"
· · · · ·
"Цепочка"
Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочтет строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, такие как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.
За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи. Первое измерение включает открытие или раскрытие себя для других и принятие ответной реакции от других, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них. Построив на этой основе матрицу, где по вертикали будет отложено первое измерение, а по горизонтали второе, можно выделить пять стилей межличностных коммуникаций.
Высокая | Открытие себя | Реализация себя | ||
открытость | «Торговаться» | |||
в коммуниации | за себя | |||
низкая | Замыкание в себе | Защита себя | ||
Низкая Адекватность высокая
обратной связи
Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является желательным. Однако, практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя более желателен и используется
в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является постоянным достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрывать себя и умение слушать других.
Особенности законов организации и законов для организаций. В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Например, процесс принятия решения и исполнения его, процесс управления сбытом продукции, воспитательный процесс и т.д. Каждый процесс включает четыре составляющие:
• входное воздействие (вход). Им может быть поступающая информация, распоряжение вышестоящего руководителя, инициатива самого руководителя;
• преобразование входного воздействия (функция 1). Оно заключается в обработке входного воздействия по известному или новому алгоритму;
• результат преобразования входного воздействия (выход). Им может быть управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя;
• влияние результата на входное воздействие (функция 2). Оно заключается либо в корректировке алгоритма обработки начального входного воздействия (2) либо в изменении (усилении или ослаблении) его значения (1).
| |||||
вход выход
|
обратная связь
Схема управленческих процессов в организации
Зависимости между входными воздействиями и выходными результатами могут иметь различный вид (табличные, графические, формульные, словесные; набор параграфов, статей, инструкций, положений).
При анализе организаций влияние входного воздействия (переменной) на результат и результата на входное воздействие принято характеризовать не словом «функция», а словом «зависимость».
Зависимость — это связь между переменными входа и выхода.
Зависимость может включать общее и особенное (индивидуальное)
для каждой организации. Зависимости могут быть:
• объективными и субъективными,
• кратковременными и долговременными,
• моральными и аморальными.
Например, известные народные изречения:
«Тише едешь — дальше будешь». «Яблоко от яблони недалеко падает». «Каков поп, таков и приход».