Синергия — это прежде всего благоприятный климат, творческая работа и прибыль

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Если руководитель учитывает неотвратимость действия этих зависимостей, то он может их использовать во благо себе, в противном случае эти зависимости могут помешать его усилиям.

Субъективные зависимости формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны. К кратковременным зависимостям относятся, например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования (при корректировках) от имеющегося времени, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты; зависимость подбора кадров от личностных качеств нового руководителя. К долговременным относятся: зависимость заработной платы работника от его производительности, зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию, зависимость производительности труда аппарата управления от его информированности и др.

Моральные зависимости связаны с соблюдением установленных в общественной формации (группе стран, одной стране или регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла. Аморальные зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими международные права человека. Такие зависимости проявляются либо в незаконных общественных формированиях, либо в организациях, находящихся в неестественных условиях существования.

Таким образом, все решения, принимаемые человеком, или его поступки так или иначе подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории «зависимость» вытекает понятие закона. Закон — это зависимость, которая либо:

– • зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.);

– • является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций. (Такие нормы зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде и т.д.);

– • получила признание и поддержку авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).

Законы аналогично зависимостям бывают: объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными.

Объективные законы носят название законы организации, а субъективные — законы для организаций. Так же, как и зависимости, законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статей, инструкций и положений.

Закон — это динамика функционирования организации, а положение, статья, данные таблицы и т.д. — это статика.

Для каждой закономерности можно разработать методические толкования для руководителей и специалистов. Таким образом, закономерность является частью закона.

Закон, закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Например, закономерность создания организаций — это:

– • выявление конкретной общественной потребности либо потребности группы людей;

– • исследование потребностей на устойчивость, объем, степень неудовлетворенности;

– • формирование объекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные обязанности);

– • создание субъекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные права и обязанности). В состав субъекта управления могут входить физические и (или) юридические лица;

– • проектирование организации (организационная структура управления, географическое расположение и структура — сосредоточенная или распределенная).

Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия — это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования — это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.

Организация всегда испытывает два воздействия: первое со стороны закона, второе со стороны руководителя. Если механизм действия и механизм использования согласованы, то это, естественно, приводит к эффективной деятельности организации.

Законы организации содержат в своем составе общее и особенное. Общая часть закона содержит механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации. Особенное — это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организации как социальной системы.

Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе:

• образуют теоретический фундамент;

• способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному;

• позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

• позволяют анализировать зарубежный опыт.

Руководитель может в основе своей деятельности руководствоваться либо здравым смыслом («хотел сделать как лучше»), либо законами организации и для организаций. Здравый смысл обычно приводит к центробежным движениям в организациях от устойчивых состояний, а при научном подходе — к центростремительным движениям в сторону устойчивости и процветания.

Закон синергии

Основные элементы организации. Любая организация характеризуется следующими основными элементами:

– производительность;

– заинтересованность;

– научный потенциал;

– отношение к внешней среде;

– микроклимат;

– кадровый потенциал;

– технический потенциал;

– перспективы развития;

– имидж.

Значение представленных элементов определяют потенциал организации, ее способность и деятельности.

Потенциал организации зависит от каждого работника и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей.

Влияние ресурсов, составляющих организацию, на ее общий потенциал. Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией компьютера; при приеме на работу совместимых с коллективом работников; при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. При этом потенциал организации, т. е. возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами:

пропорционально привлечению дополнительных ресурсов;

скачкообразно (существенно больше привлечения дополнительных ресурсов).

Процесс резкого повышения потенциала аналогичен резонансу, т. е. резкому усилению деятельности в результате совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия.

Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.

Закон синергии может быть реализован в трех вариантах.

Первый вариант: Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе синергии.

Результат стихийного действия закона. Руководитель и персонал, заботясь о процветании своей компании, исходя из средств будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше; купленное первоклассное быстродействующее оборудование может не реализовать свои возможности в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала. Таким образом, потенциал многих приобретенных ресурсов может в сумме дать меньший, чем запланировано, результат.

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. Руководитель будет стараться приобрести или правильно расставить ресурсы в организации для достижения гармонии и получения положительного синергетического эффекта. Подчиненные могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут сопротивляться согласно закону самосохранения (см. §3.4), так как не всегда непрофессионал в области управления может правильно понять маневр руководителя.

Так, для подбора персонала в конкретный коллектив руководитель должен иметь (или собрать) своеобразное досье на каждого работника коллектива, чтобы качества нового работника сразу нашли там свое место и не создали неудобств для уже работающих. Однако многие работники с большой неохотой будут давать достоверную и подробную информацию о себе.

Это самый плохой вариант, приводящий к непониманию действий руководителя и персонала.

Третий вариант: Руководитель и подчиненные знают о законе синергии.

Результат действия закона будет самым благоприятным. Все

работники в рамках своих полномочий и ответственности с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и ресурсов. Кроме того, подчиненные будут сами самосовершенствоваться для достижения синергии.

Признаки достижения синергии в организации:

- хорошее настроение в коллективе;

- снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

- поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

- сокращение технологического цикла;

- использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;

- частичный отказ от услуг сторонних организаций:

- рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

- усиление интереса работников к повышению профессионального образования;

- активное приобретение акций своей компании;

- выработка и поддержка традиций организации;

- усиление технологической и организационной дисциплины;

- усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;

- сокращение количества оперативных (в том числе организационных) вопросов, включаемых в повестку совещаний и увеличение количества стратегических вопросов (продвижение товара на рынки и стимулирование сбыта, качество товаров и услуг, новые виды товаров и услуг);

- уменьшение усталости работников;

- устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;

- благотворительная деятельность;

- постоянный спрос на продукцию;

- выполнение бизнес-плана.

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения. В качестве элемента такой модели можно привести схему «7С» характеризующую наличие синергии:

 
 


       
   
 
 


Таким образом, чтобы реализовать закон синергии, руководитель должен создать в своей организации систему. Как известно, одним из элементов любой системы являются связи (коммуникации): административные, функциональные и межличностные. Формирование и отбор связей — важная задача руководителя. Кроме того, руководитель должен формировать технологическую систему своей организации.

Закон самосохранения

В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства или даже вступала в процедуру банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию

Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Реакция компании на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям. Это частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся:

• философия организации;

• принципы ее деятельности;

• использование ресурсов и технологии;

• качество и уровень реализации маркетинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: