1. Цели и принципы создания Российской системы ЧС (РСЧС), ее основные задачи. 2. Организационная структура РСЧС 3. Система управления РСЧС. 4, Силы и средства РСЧС. 5. Гражданская оборона, организационная структура и основные задачи.
1. Необходимость образования государственной системы за-щиты населения и территории, как в РФ, так и за рубежом была обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения. Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992г. №261 была создана российская система предупреждения и действия ЧС (РСЧС), преобразованная 2.11.1995г. постановлением правительства РФ №1113 в Единую государственную систему предупреждения и лик –видации ЧС.
Основной целью создания системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.
В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) “ О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера” основными задачами системы являются:
· Разработка и реализация правовых и экономических норм по защите населения и территории.
· Подготовка населения к действию при возникновении ЧС.
· Осуществление мероприятий по социальной защите насе-ления пострадавшего от ЧС.
· Международное сотрудничество в области защиты населе-ния и территории от ЧС.
2. РСЧС состоит территориальных и функциональных посис-тем и имеет 5 уровней:
· Федеральный.
· Региональный.
· Территориальный.
· Местный.
· Объектовый.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев соответствующих административно – территории-альному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС.
Каждый уровень РСЧС имеет:
· Координирующие органы.
· Постоянно действующие органы управления.
· Органы повседневного управления.
· Силы и средства.
· Системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
· Резервы финансовых и материальных ресурсов.
3. Органы управления по регионам ГО - ЧС:
· На федеральном уровне – МЧС России.
· На региональном – региональные центры.
· На территориальном – органы управления по делам ЧС.
· На местном - органы управления создаваемые при органах местного самоуправления.
· На объектовом – отделы по делам ГО -ЧС
4. Основу сил и средств на всех уровнях составляют:
· Силы и средства федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
· Cилы и средства ФОИВ и субъектов РФ.
· Силы и средства органов местного самоуправления.
· Силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и на силы и средства ликвидации ЧС.
5. ГО тесно связано с РСЧС, как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.
ГО представляет собой систему общегосударственных мероприя-тий по подготовке к защите и решению задач защиты населения и объектов РФ от опасности, возникающей при ведении боевых действий или природных и техногенных катастроф.
Для достижения этих целей заблаговременно в мирное время организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий.
Общее руководство ГО возложено на правительство РФ.
В республиках, краях, областях, в учреждениях, организациях и предприятиях руководство возложено на руководителей этих организаций, которые являются начальниками ГО. Они несут пер-сональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, за сохранность накопленных запасов индивиду-альных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения действиям при ЧС.
Непосредственное руководство ГО ЧС возложено на МЧС, которое отвечает за общую поготовку к выполнению возложен –ных на ГО задач.