Инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.
Социальная защита населения и развитие объектов социальной
Недостаточной эффективностью работы госсектора.
Западный мир накопил значительный опыт осуществления приватизации, который
необходимо анализировать и использовать. Однако, ни темпы, ни масштабы, ни цели
и условия их приватизации несоизмеримы с российскими. К примеру, широко
пропагандируемый опыт британской приватизации ограничивается
преобразованием в частные нескольких десятков государственных предприятий в
течение полутора десятков лет. Существенным ограничением для России в
заимствовании форм и механизмов приватизации является то, что имевшийся до сих
пор мировой опыт приватизации базируется на рыночной экономике.
Начатую в нашей стране с 1 октября 1992 года приватизацию называют “чековой”,
или “ваучерной”, так как основным платежным средством на первом этапе
выступали приватизационные чеки. Применение приватизационных чеков
ограничивалось объектами государственной собственности. Муниципальная
собственность не могла быть приватизирована путем использования
приватизационных чеков.
Начало чековой приватизации было положено Указом Президента РФ “О введении в
действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа
1992 года № 914.
Первый этап приватизации, определенный Государственной программой
приватизации, поставил следующие социально-экономические цели этого процесса:
1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию
социально ориентированной рыночной экономики.
2. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.
4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской
Федерации.
5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного
хозяйства.
7. Создание условий и организационных структур для расширения
масштабов приватизации на последующих этапах.
Реальная экономическая результативность приватизации 1992 - 1994 г.г. не может
быть оценена однозначно. Трудно выделить специфическое воздействие фактора
приватизации на кризисный спад экономики. Одной из проблем оценки эффективности
приватизационных процедур, последствий и результатов приватизации является
отсутствие необходимой статистики. Государственные органы статистики собирают и
обобщают статистику хода приватизации, не ориентируясь на ее
социально-экономическую результативность.
Официальная оценка результатов первого этапа приватизации Госкомимуществом
была весьма оптимистичной. “Приватизация в России состоялась... Создан
обширный класс собственников... Создан фондовый рынок... Россия может
рассчитывать на быстрый экономический подъем в самое ближайшее время”.
Однако, это мнение не разделяли не только экономисты - исследователи, но и
федеральные властные структуры, региональные и местные органы власти, деловые
круги России, указывая на нереализованность поставленных Государственной
программой стратегических целей, проблемы и провалы ее конкретных шагов
[11].
Общая картина экономического положения в Псковской области, по завершении
первого приватизационного этапа, выглядит весьма неблагоприятно. В 1995 году
значительно увеличилось количество убыточных предприятий, удельный вес
которых составил 45 процентов (1994 г. - 44 %, 1993 г. – 11 %, 1992 г. - 24
%, 1991 - 6 %). В 1991-1995 гг. наблюдался заметный спад промышленного
производства в области: объем промышленного производства 1995 года составил
34 % к 1990 г.
Таблица C. Динамика объемов промышленного производства в Псковской области
(в процентах к предыдущему году)[12]
| 1999* | |||||||
| Продукция промышленности | |||||||
| Производство товаров народного потребления | |||||||
| в том числе: | |||||||
| продовольствен-ные товары | 100,3 | ||||||
| непродовольствен-ные товары |
* данные девяти месяцев
Понятно, что сжатые сроки разработки программ, недостаток опыта подобной работы
и дефицит квалифицированных специалистов обусловили слабость аналитического
обоснования приватизационных программ, отсутствие в них рекомендаций по
формам и методам приватизации, учитывающим региональную и производственную
специфику, мировой опыт ее осуществления. Все это в значительной мере
предопределило результаты первых приватизационных мероприятий и их последствия.
К недостаткам первого этапа приватизации следует отнести следующее:
· Из-за слишком поспешного преобразования государственных
предприятий в акционерные общества, последние оказались неподготовленными к
работе в условиях рынка.
· При проведении чековой приватизации практически нерешенной оказалась
задача защиты прав и интересов владельцев приватизационных чеков.
Выпуск приватизационных чеков был осуществлен в нарушение Закона “Об именных
приватизационных счетах и вкладах”, при этом полностью отсутствовал






