Контроль со стороны органов государственной власти за деятельностью чековых

инвестиционных фондов и других организаций, работавших с приватизационными

чеками граждан, что создало основу для финансовых афер, обмана граждан и других

злоупотреблений.

· Характерно приобретение за бесценок контрольных пакетов акций лицами

(чаще всего, из администрации предприятий), которые не обеспечили хотя бы

сдерживания спада производства на купленных предприятиях.

Значительная часть акций приватизированных предприятий, в соответствии с

моделями приватизации использованными в Российской Федерации, осталась в

собственности государства. По итогам российской приватизации в 1995 году

совокупный частный сектор по числу впервые превысил государственный (50,5 и

49,5 % соответственно). По доле произведенной продукции в ВВП этот рубеж не

был преодолен.

Следовательно, многие организации с точки зрения экономических форм

собственности, превратились в смешанные. По завершении акционирования встает

проблема управления смешанными предприятиями при сохранении контроля

государства над ними, или при необходимости, реализации пакета акций,

закрепленных за государством.

Кратко остановимся на финансовых аспектах приватизации. Федеральные и

местные программы предусматривали определенные нормативы распределения средств

по бюджетам разных уровней. Учитывая "ваучерный" характер первого этапа нашей

приватизации, нельзя было и ожидать поступления значительных средств от

приватизации государственного имущества. Они действительно оказались весьма

незначительными, что подтверждается как данными по Российской Федерации в

целом, так и по Псковской области, представленных в таблице и диаграммах.

Таблица D. Доходы от приватизации в Российской Федерации (млрд. руб.)[13]

  1993 г. 1994 г.
Общая сумма доходов от приватизации 310.1 734.7
В т.ч. в федеральный бюджет 62.6 113.5
В бюджеты территорий 247.6 621.2
Доля доходов от приватизации в общем объеме налоговых поступлений 0.8 0.5

Совокупный федеральный доход от приватизации в 1995 г. составил 7,6 трлн.

рублей, а по итогам 9 мес. 1996 г. - 1 трлн. рублей.

Доходы от приватизации в Псковской области оказались на уровне

среднероссийских показателей и не превысили одного процента от доходов

бюджета:

Несмотря на незначительную величину средств, полученных от приватизации на

первом этапе, следует иметь в виду, что полученные доходы - специфический

вид финансовых ресурсов государства, регионов и приватизируемых

предприятий. Это надлежит учесть на втором (денежном) этапе приватизации.

Нецелесообразно использовать полученные доходы на покрытие текущих бюджетных

расходов и пополнение оборотных средств, что чаще всего имело место. Уместно

привести замечание бывшего премьер-министра Великобритании лорда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: