Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом
спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в
хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера
реакции) предложения и спроса на изменение цены.
Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы
измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель эластичности.
Эластичность спроса по цене (ED) показывает, на сколько
процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.
процентное изменение объема спроса
ED = ------------------------------------------------------
процентное изменение цены
В математической записи мы получаем при этом следующую формулу для исчисления
эластичности:
ED=(DQ/Q): (DP/P) = (DQ/DP) * (P/Q), где
Р, Q - первоначальные значения спроса и цены;
DQ - прирост объема спроса;
DР - прирост цены.
Это - основная формула для исчисления так называемой точечной эластичности.
Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют более сложную
|
|
формулу для вычисления эластичности:
ED= (DQ/DP) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где
Q1(P1) - первоначальный объем (цена);
Q2(P2) - измененный объем (цена);
Это - формула дуговой эластичности.
Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном направлении,
поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина. Мы для простоты
будем пренебрегать знаком при определении коэффициента эластичности.
Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от изменения
цены товара.
Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы потребителей). По
определению, она равна TR= P * Q.
Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим для
каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой выручки
(дохода).
Таблица H. Эластичность спроса по цене
Цена | Объем спроса | Эластичность спроса | Величина дохода | |
А | ||||
B | ||||
C | 1,4 | |||
D | 0,71 | |||
E | 0,43 |
Рисунок 9. Валовой доход и эластичность спроса
Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового дохода.
Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу- обусловливает
различные изменения в величине спроса. Причем, при коэффициенте эластичности,
большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при
эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в относительно меньшей
степени, что и обусловливает снижение общей выручки.
Выделяют три основные типа эластичности:
1. Эластичный спрос: ED > 1. Увеличение цены обусловливает
снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей
|
|
на данный товар.
2. Неэластичный спрос: ED < 1. Увеличение цены
обусловливает увеличение выручки и наоборот.
3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или
иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка
остается неизменной.
Факторы эластичности спроса:
· Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем
эластичнее спрос.
· Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше
доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос
на него
· Категория товара. На товары первой необходимости спрос
неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.
· Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период
времени для принятия решения о покупке.
В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени влияют на
спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других товаров. В этой
связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу:
ED= (DQ/DI) * (I/Q),
где I - доход потребителей.
Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса.
Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в зависимости
от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для исчисления
перекрестной эластичности спроса следующая:
ED = (DQi/DPj) * (Pj/Qi)
Концепция эластичности спроса находит широкое применение в хозяйственной
практике:
· в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;
· в антимонопольной политике государства;
· в налоговой политика;
· в государственной политике ценообразования.
Рассмотрим проблему эластичности предложения. Она состоит в определении того,
насколько чутки производители к изменению цены.
Эластичность предложения по цене (Es) показывает, на сколько
процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.
процентное изменение объема предложения
Es = -----------------------------------------------------------------
процентное изменение цены
Формула для исчисления эластичности предложения:
Es=(DQs/Qs): (DP/P) = (DQs/DP) * (P/Qs).
В отличие от эластичности спроса, самым важным фактором эластичности
предложения является фактор времени. Предложение не может измениться
мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в
результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может заставить
производителей резко изменить предложение в короткие временные промежутки.
Лишь по прошествии времени производство постепенно приспосабливается к
рыночным сигналам. Следующие графики иллюстрируют зависимость предложения от
увеличения спроса.
Рисунок 10. Эластичность предложения в мгновенном периоде равна 0 (Es=0).
Увеличение рыночного спроса в мгновенном (кратчайшем) периоде обусловливает
повышение рыночной цены, однако поставщики не могут мгновенно увеличить
предложение. Эластичность предложения при этом равна 0 (Es=0
).
Рисунок 11. Эластичность предложения в коротком периоде принимает