double arrow
Анализ рыночного спроса

Анализ спроса включает рассмотрение вопросов его сущности и факторов,

влияющих на спрос.

Спрос, с качественной стороны, - потребность людей в каком-либо товаре,

подкрепленная покупательной способностью.

Для рынка имеют значение только такие потребности. Потребность в товаре и

возможность ее удовлетворения зависят от многих факторов. Наиболее важную

роль при этом играет цена товара, на который предъявляется спрос.

Величина спроса - количество товара, которое будет куплено по

соответствующей цене за ограниченный промежуток времени.

P

Обычно чем ниже цена, тем больше величина спроса. Взаимосвязь между ценой

товара и величиной предъявляемого спроса может быть интерпретирована с

помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором продаются

яблоки. Исследование рынка дало информацию о потребительском спросе,

представленную в следующей таблице:

Таблица E. Спрос покупателей на яблоки

Цена за 1 ц (усл. ед.) Объем спроса (ц/мес.)

Построим по данным таблицы точки, характеризующие покупательский спрос, и

соединим их. На рисунке представлена полученная кривая спроса.

Рисунок 4. Кривая спроса

Кривая спроса - линия, характеризующая закон спроса, то есть

зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Закон спроса утверждает, что повышение цены товара обусловливает снижение




спроса на него. Закон спроса отражает отрицательную (обратную) связь между

спросом и ценой.

При объяснении закона спроса учитывают по крайней мере следующие аргументы:

1. Склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров.

2. Убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на

ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы

снижается.

3. Эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается.

4. Эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары,

способные удовлетворять одни и те же потребности.

Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе

(характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только

при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением

вдоль кривой спроса.

Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на



графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса)

или влево (снижение спроса).

Рисунок 5. Смещение кривой предложения - изменение спроса

Изменения в спросе обусловлены воздействием следующих существенных факторов

(неценовых детерминант):

· изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на

данный товар в том же направлении;

· изменение цен товаров-дополнителей (комплементарных благ) вызывает

изменение спроса в противоположном направлении;

· изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение

спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном

направлении на товары низшей категории;

· перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием

моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;

· ожидания потребителей являются одним из важных факторов,

обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания

влияют в сторону увеличения текущего спроса;

· изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными

процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.






Сейчас читают про: