Есть к мерам, не подлежащим частым изменениям.
Минимальные обязательные резервы они относят к мерам долгосрочного характера, то
Учитывая указанные особенности нормирования минимальных резервов, в зарубежной
практике денежно-кредитного регулирования этот инструмент используется довольно
редко и, как правило, в последнюю очередь. Так, Федеральная Резервная Система
США с 1980 года не пересматривала свои требования к уровню обязательных
резервов, за исключением небольшой корректировки в 1990 году
[39].
В современных условиях, увеличивая в целом нормы резервирования, Центральный
банк России стимулирует долгосрочные инвестиции, устанавливая для последних
минимальные резервные ставки.
Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцирование в
зависимости от видов депозитов. На конец 1996 года действовали следующие
нормативы обязательных резервов:
· по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней
включительно – 16%;
· по срочным обязательствам от 31 до 90 дней включительно - 13%;
|
|
· по срочным обязательствам свыше 90 дней -10%;
· по валютным вкладам - 5%.
Зарезервированные коммерческими банками средства находятся в распоряжении
Центрального банка, который может их использовать по своему усмотрению.
Например, перераспределить депонированные коммерческими банками средства на
резервных счетах, предоставляя их в качестве ссуд по своей официальной
процентной ставке банковским институтам, испытывающим потребность в кредите.
Политика открытого рынка сводится к купле-продаже государственных ценных
бумаг: облигаций и казначейских векселей. Главными контрагентами
(покупателями или продавцами) здесь чаще всего выступают коммерческие банки,
обладающие крупным портфелем ценных бумаг, но возможны эти операции и с
населением непосредственно. Покупка и продажа осуществляются по свободным
ценам, формирующимся на основе взаимодействия спроса и предложения.
Расширение продаж ценных бумаг частично “сковывает” денежную массу,
находившуюся в обращении, она “не давит” на товарный рынок, тем самым
сдерживается инфляция спроса.
Операции с ценными бумагами являются основной формой кредитно-денежного
регулирования в современных индустриально развитых странах. У нас рынок
ценных бумаг только формируется, вместе с тем государственные ценные бумаги
на сегодняшний день - наиболее привлекательные ценные бумаги на отечественном
фондовом рынке. Масштабы продаж ГКО/ОФЗ возрастают. Так, если на начало 1994
г. было продано ГКО/ОФЗ на сумму менее 0,2 трлн. руб., то к концу 1996 г. –
|
|
почти на 30 трлн. рублей. Вместе с тем операции с государственными ценными
бумагами составили не более 1% от активов коммерческих банков.
Следует отметить, что антиинфляционный эффект продажи государственных ценных
бумаг достигается лишь в том случае, если собранные Центральным банком
средства от продажи ценных бумаг не расходуются. Несмотря на это средство от
продажи ГКО/ОФЗ в последние годы направлялись, в основном, на финансирование
бюджетного дефицита, что привело к финансовому кризису в августе 1998 года.