Стратегическое планирование, являясь важным элементом стратегического менеджмента, выступает как отдельная целостная система и представляет собой:
1) процесс моделирования будущего, в соответствии с определенными целями и концепцией долговременного развития;
2) это управленческий процесс создания и реализации стратегии в соответствии с потенциальными возможностями организации и условиями внешней среды;
3) это адаптивный процесс, в результате которого происходят регулярные корректировки решений, оформленных в виде планов и систем мер реализации программ с учетом возникающих изменений.
Стратегическое планирование имеет следующие характерные черты (особенности):
· устремленность на долгосрочную перспективу;
· содержит совокупность глобальных идей развития организации;
· предусматривает перспективное направление развития организации;
· определяет основные виды деятельности;
· устанавливает для каждого подразделения организации цели, согласованные с общей стратегией;
· определяет задачи и политику организации;
· предусматривает альтернативные действия организации на долгосрочный период;
· служит основой для любого другого вида планирования;
· предусматривает многообразие видов плановой деятельности, обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное планирование;
· предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой, инновационной, инвестиционной, социальной деятельности организации;
· является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений;
· создает основу для распределения фактических экономических ресурсов организации;
· обусловливает изучение внешней и внутренней среды хозяйствования;
· содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности организации;
· устанавливает показатели деятельности для последующего контроля;
· четко координирует усилия, предпринимаемые организацией;
· предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для достижения будущего;
· является функцией направления, а не времени, так как сосредоточена на целях организации, а не на данном периоде времени.
В большинстве исследований, посвященных данной проблеме, нет четкости в выделении основных элементов процесса стратегического планирования, его этапов, встречаются также отождествление понятий «стратегическое планирование» и «бизнес-планирование».
В сопоставлении с тактическими и оперативными планами, стратегический план отличается:
1) по структуре, имеет свои разделы и показатели;
2) по периоду действия;
3) охватывает не только внутренние цели организации, но и внешние;
4) степень точности.
Между бизнес-планом и стратегическим планом также существуют отличия:
1) стратегический план включает весь комплекс общих целей организации, а бизнес-план только одну, которая связана с созданием нового вида деятельности или развитием существующего;
2) стратегический план включает различные типы стратегии, а бизнес-план ориентирован только на развитие;
3) стратегический план ¾ это планы с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых работа над бизнес-проектом завершается;
4) стратегический план создается для собственного использования, а бизнес-план чаще всего для поиска источников финансирования, т. е. для внешних инвесторов и кредиторов;
5) в бизнес-плане функциональные составляющие (план производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом.
Стратегическое планирование имеет недостатки, которые ограничивают степень его использования:
1) стратегическое планирование в силу своей сущности не дает детального описания будущего;
2) процесс стратегического планирования требует для своего осуществления больших затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием;
3) негативные последствия значительно серьезнее, чем традиционного перспективного;
4) результат стратегического планирования может быть получен только при наличии механизма реализации стратегического плана.
Указанные особенности и недостатки стратегического планирования ограничивают сферу его использования. Полноценное стратегическое планирование может осуществляться только в крупных организациях с достаточным трудовым и финансовым потенциалом.