Второй период юности

Второй период юности (1825 лет), связанный с началом обучения в вузе, характеризуется рядом существенных особенностей и противоречий. Для юноши 18 лет характерна известная зрелость в умственном, нравственном и общественно-политическом отношении. Она выражается отчасти в осознанном выборе профессии. Учащийся выбирает учебное заведение, чтобы, например, получить специальность и, очевидно, работать по ней. Если бы он отдавал себе отчет о том, что составляет сущность его будущей специальности (гражданские и профессиональные задачи, которые ему придется решать; каких знаний, умений, навыков и способностей это от него потребует; какая система подготовки приведет к овладению им будущей специальностью и формированию нужных черт личности), то никаких сложных проблем по воспитанию профессиональной направленности (т. е. по воспитанию любви к будущей профессии и склонности заниматься ею) у вузов не было бы. Государственные цели подготовки специалистов совпадали бы с личными (психологическими) целями овладения специальностью.

Идеальная структура деятельности студента в таком случае могла бы быть представлена следующим образом: осмысление цели и желаемых результатов деятельности (кем и каким специалистом он хочет стать); оценка обстановки и сроков учебной деятельности; овладение содержанием и методами учебной, гностической и трудовой деятельности; самообразование, самовоспитание и самоконтроль за результатами деятельности; выявление и анализ возникающих отклонений от цели, к которой он стремится; уточнение и перестройка плана, корректировка структуры своей деятельности. Однако осознанный выбор профессии подчас не исключает его ошибочности. Часто выбор учебного заведения обусловлен стремлением стать учащимся, например студентом, при нейтральном, а иногда и негативном отношении к той профессии, которую оно дает. В таком случае имеет место несовпадение государственных и личных целей учащегося.

Одним из показателей устойчивости профессиональной направленности является твердость выбора данного учебного заведения. Критериями устойчивости являются: 1) момент принятия решения (чем раньше принято решение, тем оно тверже); 2) момент подачи документов в вуз (чем раньше абитуриенты подают документы, тем тверже их выбор); 3) намерение поступить в данный вуз, на данный факультет еще раз в случае неудачи в данном году.

При подготовке специалиста в вузе необходимо учитывать, что в период технической революции, которая привела, с одной стороны, к изобилию информации, с другой — к потере относительной устойчивости профессиональных знаний, целью обучения студента должно стать не только достижение определенного уровня усвоения знаний, но и овладение навыками самостоятельного приобретения их. Сложные и новые задачи, которые возникают перед студентом вуза уже на первом курсе, требуют четкой организации учебного процесса, привития студентам навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Сама жизнь побуждает студентов самостоятельно распределять свое время. Их умственная, нравственная и общественно-политическая зрелость проявляются в умении организовать свою учебу, быт и отдых. Уже первокурсника характеризует развитая средней школой способность к систематическому, последовательному и критическому рассуждению. Острая критика других людей часто сочетается у него с не менее острой.самокритикой. Но самооценка противоречива и порой нереалистична. Она осуществляется путем сравнения идеального и реального «Я». Вместе с тем идеальное «Я» не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» смутно и иллюзорно. Это вызывает внутреннюю неуверенность в себе, часто сопровождающуюся внешней резкостью и развязностью. У первокурсников нередко можно наблюдать довольно резкий переход от восторженного ожидания при поступлении в вуз и в первые месяцы учебы в нем к скептически критическому и ироническому отношению к ряду преподавателей, к вузовскому режиму.

Второй период юности характеризуется максимализмом и категоричностью оценок, которые не всегда свидетельствуют о принципиальности. Иногда эта категоричность переходит в отрицательное отношение к мнению взрослых, особенно пожилых людей, к неприятию их советов. При отсутствии должного воспитательного воздействия эта особенность студенческой молодежи может привести к конфликтам, поскольку юность обладает повышенной социальной активностью.

Юность — время максимального расцвета личности. Длительное исследование соотношения возрастно-половых и нейродинамических свойств студента в его индивидуальном развитии обнаружило, что возраст от 18 до 25 лет является наиболее плодотворным для формирования многих психических функций и особенно для развития интеллектуальных возможностей человека. Важным условием для успешного и всестороннего развития личности является понимание самим студентом неповторимости своей человеческой индивидуальности. Индивидуальность — это и предмет воспитания и его условия, а тем более его продукт. Круг интересов студентов не ограничивается только учебным материалом, а простирается также в область искусства, спорта, общественной деятельности, организации личной жизни.

Ю. А. Самарин отмечает ряд характерных черт и противоречий социально-психологического характера, которые имеют место в развитии студенческой молодежи. В этот период человек определяет свой будущий жизненный путь, овладевает профессией и начинает пробовать себя в разнообразных областях жизни; самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. В этом возрасте складываются мировоззрение, этические и эстетические воззрения на основе синтеза многих знаний, жизненного опыта, самостоятельного размышления и действия. Многие понятия из области теоретических представлений становятся сферой практического осуществления (любовь, брак, создание собственной семьи). Однако в связи с материальной зависимостью от родителей, администрации вуза возникает экономическое противоречие между многообразием желаний и возможностью их осуществления, которое студент пытается иногда разрешить дополнительным заработком в ущерб своей основной учебной деятельности.

Совмещение работы с учением в вузе создает второе противоречие — чрезвычайный дефицит времени, который сказывается либо на качестве обучения, либо на семейных взаимоотношениях, а в конечном итоге приводит к снижению интенсивности интеллектуальной и эмоциональной жизни. Когда у студента проявляется избирательный интерес к той или иной области знания, возникает желание углубиться именно в эту область, ресурсы времени оказываются недостаточными. Следующее противоречие состоит в том, что в наш век информация поступает чрезвычайно широким фронтом, однако времени на ее переработку не хватает. Полезной же бывает только та информация, которая переработана. Таким образом, широта информации часто вступает в противоречие с глубиной ее осмысления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: